Кемпир-Абадское водохранилище перейдет Узбекистану
Виктория Панфилова
Парламент Киргизии 15 ноября приступит к внеочередному рассмотрению соглашения по спорным приграничным участкам с Узбекистаном, включающим пункт о передаче Кемпир-Абадского водохранилища. Об этом «НГ» сообщил лидер фракции «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров. По словам депутата, после обсуждений в комитете по международным делам, которые пройдут в закрытом режиме, документы ратифицирует парламент. Власть целенаправленно раскачивает ситуацию в приграничных областях.
Документы по спорным участкам границы поступили в киргизский парламент в воскресенье с пометкой «срочно». По мнению депутата Адахана Мадумарова, об этом договорились президенты Киргизии Садыр Жапаров и Узбекистана Шавкат Мирзиёев в Самарканде на полях саммита Организации тюркских государств, который состоялся в минувшую пятницу. Депутат не исключил, что Узбекистан торопит Киргизию с решением пограничного вопроса. Но то, как это делает киргизская власть, нарушая все мыслимые и немыслимые законы и Конституцию страны, заметил он, может привести к необратимым последствиям.
Страсти вокруг передачи Кемпир-Абадского водохранилища кипят в республике уже третий месяц – после того как власти сообщили об удачной сделке с Узбекистаном, согласно которой, по словам Садыра Жапарова, «99% спорных участков границы решено в пользу Киргизии». «Проделана большая работа… Я верю, что народ будет аплодировать нам, когда увидит все своими глазами», – сказал Жапаров.
Однако ряд депутатов, общественные активисты, политики, а также жители приграничных областей выступают против передачи Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану и требуют пересмотра договоренностей с Ташкентом, обвиняя свою власть в предательстве национальных интересов. Они требуют остановить подписание соглашения с Ташкентом по обмену территориями.
Напомним, что Киргизия по условиям соглашения получает почти 20 тыс. га спорных земель, Узбекистан – 4485 га территории и воды Кемпир-Абадского (Андижанского) водохранилища. Как сообщил глава Государственного комитета национальной безопасности Камчибек Ташиев, «Киргизия ни одного метра Узбекистану не отдала, а даже приумножила свои земли».
Протокол, дающий старт процедуре согласования участка границы, был подписан 26 сентября во время визита в Бишкек премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова. После этого документ должны были предварительно согласовать депутаты, но сделать это не удалось из-за сильной оппозиции. В частности, против документа выступила фракция «Бутун Кыргзыстан» в полном составе, ряд депутатов и бывший глава МИДа, глава парламентского комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции Чингиз Айдарбеков. Он потребовал предоставить документы по границе, чтобы парламентарии могли их изучить, а уж потом решать – подписывать или нет. На это власть никак не рассчитывала. Процесс не просто затягивался, но и появилась угроза того, что депутаты не подпишут документ.
От несговорчивого народного избранника решили избавиться, лишив его поста главы комитета и звания чрезвычайного и полномочного посла «ввиду открывшихся обстоятельств, дискредитирующих высокое звание дипломата в бытность им сотрудником заграничных учреждений».
Активистов, которые создали комитет по защите Кемпир-Абадского водохранилища, арестовали в полном составе – в СИЗО находятся 24 человека. Всем им продлили срок ареста до 22 декабря. Как рассказал Мадумаров, активистов принуждают отказаться от своих требований и от политической и общественной деятельности в обмен на свободу. В противном случае им грозит длительный срок заключения. «Но, насколько мне известно, все они держатся хорошо и на судах доказывают свою правоту», – подчеркнул депутат.
Готовить визит президента Узбекистана в Киргизию приезжал в Бишкек 3 ноября министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов. Он подписал с главой МИД Киргизии Жээнбеком Кулубаевым договор об отдельных участках границы и соглашение о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского водохранилища.
Теперь слово за парламентом. «Обсуждения документов пройдут в закрытом режиме. Хотя вопросы государственной границы в Киргизии всегда решались открыто, и я неоднократно принимал участие в обсуждениях по киргизско-китайской, киргизско-таджикской границам. В каких случаях проходят закрытые заседания? Правильно, когда власти хотят что-то скрыть. Сценарий ратификации соглашения можно легко предугадать. С депутатами уже проведена, как говорят власти, профилактическая работа. От неугодных избранников избавились. Случай с депутатом Чингизом Айдарбековым тому пример. Это слепая месть за собственное мнение. Сегодня в Киргизии иметь собственное мнение выглядит в глазах власти хуже, чем быть террористом», – сказал «НГ» Адахан Мадумаров. Сам он по вопросу передачи Кепирабада намерен стоять до конца, поскольку «это вопрос чести, вопрос государственности, вопрос законности».
Он сообщил, что в приграничных с Узбекистаном областях усиливается сопротивление. В будущем эти территории могут оказаться «нашими палестинами», считает Мадумаров, отметив, что это будет «вечной трагедией и большой проблемой во взаимоотношениях двух государств». Депутат сказал, что вопрос принадлежности водохранилища был положительно решен в пользу Киргизии еще в советское время, в 1975 году, – Совет министров Киргизской Республики СССР подписал соответствующее постановление. «Почему киргизская власть подняла этот вопрос? В основе лежат экономические интересы. Искусственно закладывается бомба замедленного действия. Через некоторое время поймут, но будет поздно. Фитиль уже зажжен», – подчеркнул Адахан Мадумаров.
Независимая газета. 13.11.2022