Молдове придется отрабатывать статус кандидата в ЕС. В том числе русофобией
Илья Киселев
Получение Украиной и Молдовой статуса стран-кандидатов на вступление в Евросоюз стало, пожалуй, единственным моментом, который власти этих двух государств могут предъявить проголосовавшим за них избирателям в качестве достижений в своей деятельности. Именно поэтому вполне можно говорить о том, что в данном случае речь идет не об огромном авансе, выданном этим двум постсоветским государствам, и не об особых обстоятельствах, вызванных военной операцией России на Украине, а скорее о пиар-ходе, который вызван необходимостью поддержать рейтинги президентов Зеленского и Санду. Причем к проевропейской власти в Молдове – главе государства Майе Санду и партии PAS, которую она возглавляла до победы на президентских выборах, это относится, пожалуй, даже в большей степени, учитывая катастрофическую ситуации в экономике, здравоохранении и финансах.
Кроме этого, все прекрасно понимают, что статус кандидата в ЕС формально приближает страну к членству в этом межгосударственном объединении, но в реальности означает достаточно длительную процедуру, которая может растянуться по времени на десятилетия. В качестве примера этого традиционно вспоминают, что Турция находится в статусе кандидата с 1999 года, Северная Македония – с 2005-го, Черногория – с 2010-го, а Сербия – с 2012-го. Последней на данный момент в ЕС вступила Хорватия – это произошло в 2013 году, причем процесс занял десять лет.
Таким образом, Евросоюз, обусловив дальнейшее продвижение Украины и Молдовы к членству в ЕС длинным списком требований, которые необходимо выполнить кандидатам, ничем особенно не рискует. Тем более что о степени выполнения этих условий окончательный вердикт будет выносить все те же представители ЕС. Начиная с 2009 года, когда в Молдове начался период правления различных проевропейских коалиций, ЕС, западные правительства и международные финансовые организации постоянно выдвигали различные условия по изменению законодательства страны и принятию решений правительством. При этом выдвигаемые условия, как правило, были направлены на переподчинение государственных структур внешнему влиянию Запада, непосредственному участию западных советников в процессах государственного управления Молдовы, а также на переформатирование менталитета населения и внедрение в молдавское общество западных ценностей.
Наиболее известным и скандальным примером в этой области является принятие в 2012 году так называемого «Закона о равенстве шансов», которое являлось условием для выделения макрофинансовой помощи Молдове. Против принятия этого закона выступили ряд партий левого политического фланга, а также христианские ассоциации страны. Они сочли, что этот закон дает «зеленый свет» развитию гомосексуализма в Молдове. При этом необходимо отметить, что на парламентских слушаниях против проголосовали даже некоторые депутаты проевропейской коалиции. Еще одним подобным примером стала ратификация нынешним парламентским большинством партии PAS скандальной Стамбульской конвенции, что также являлось условием для получения Молдовой финансовой помощи.
На сегодняшний день перечень условий, предъявленных РМ после предоставления статуса кандидата, содержит целый ряд пунктов, которые Европейская комиссия также направила в Европейский совет:
- завершение реформы юстиции и устранение недостатков, выявленных БДИПЧ/ОБСЕ и Советом Европы/Венецианской комиссией;
- выполнение обязательств по борьбе с коррупцией на всех уровнях;
- активизация процесса «деолигархизации» и устранение негативного влияния финансовых групп в экономической, политической и общественной жизни;
- усиление борьбы с организованной преступностью;
- повышение способности проводить реформы и предоставлять качественные государственные услуги, в том числе с помощью реализации реформы государственного управления;
- завершение реформы управления государственными финансами, включая улучшение процедуры закупок на всех уровнях власти;
- увеличение участия гражданского общества в процессах принятия решений на всех уровнях;
- усиление защиты прав человека, особенно уязвимых групп, и выполнение обязательства по укреплению гендерного равенства и борьбе с насилием в отношении женщин.
Все изложенные пункты достаточно расплывчаты и не содержат какой-либо конкретики, и поэтому можно предположить, что решающим аргументом в оценке их выполнения станет то, насколько покорно и последовательно власти Молдовы будут выполнять директивы западных советников, которые на сегодняшний день уже официально работают в администрации президента и правительстве, и советы европейских дипломатов, аккредитованных в Кишиневе.
При этом необходимо помнить, что формально процесс европейской интеграции стран-кандидатов может быть приостановлен или обращен вспять. Это может произойти в случае, если обозначенные Еврокомиссией условия и реформы не будут выполняться, и тогда «шаги в направлении ЕС могут быть обращены вспять». Так заканчивается заключение Еврокомиссии о готовности Молдовы стать кандидатом на вступление в ЕС. Причем подобный посыл был обращен дважды – об этом в своем выступлении 17 июня напомнила и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Во-вторых, страна-кандидат тоже может передумать. Об этом говорит и пример Исландии, которая подала заявку на членство в ЕС в 2009 году, но в мае 2013 года новое исландское правительство приняло решение о замораживании переговоров, а в 2015 году страна и вовсе отозвала заявку. Однако, учитывая нынешние внутриполитические реалии Молдовы, представить себе сознательный отказ Кишинева от продолжения дрейфа на Запад и сворачивания с пути интеграции в ЕС сложно – для этого необходим не просто приход к власти политических сил, ориентированных на реальную независимость, а коренная перезагрузка государства с внесением в Конституцию страны целого ряда изменений и дополнений.
Впрочем, даже в Европе весьма скептически оцениваются шансы Молдовы на присоединение к ЕС. Немецкая газета Die Welt назвала предоставление статуса кандидатов в ЕС Украине и Молдове бутафорией. Как отмечает издание, хотя государства Европейского союза единогласно приняли решение сделать Украину и Молдову кандидатами на членство, ни одна из этих стран не соответствует условиям для этого, просто Евросоюзу нужно было сделать «политический сигнал».
При этом предоставленный Кишиневу и Киеву статус, утверждает Die Welt, не имеет юридической силы. «По правде говоря, статус кандидата – это бутафория, которая много обещает, но не выполняет (…) Ни Украина, ни Молдова не станут членами ЕС в ближайшие 10-15 лет. И если это произойдет в какой-то момент, обе страны, вероятно, будут иметь значительно меньшую территорию, чем сегодня», - пишет немецкое издание, которое полагает, что «пора прекратить этот цирк» с обещаниями и предложить кандидатам «постепенную интеграцию», которая изначально связывает страны, желающие вступить в ЕС, в определенных областях, таких как внутренний рынок. Это, считает немецкое издание, поможет предотвратить разочарование.
Аналогия немецкого СМИ с цирком весьма удачна - по сути, решение о предоставлении статуса кандидата во многом схоже с тем кусочком сахара, которым дрессировщик в цирке поощряет животное, удачно выполнившее трюк. В данном случае речь идет об активизации действий новоиспеченных кандидатов в ЕС в контексте антироссийской политики Запада. И это поощрение сработало в Молдове моментально - не успели в Брюсселе объявить о предоставлении ей статуса кандидата на вступление, как председатель парламента Игорь Гросу заявил о готовности страны присоединиться к западным санкциям против России. «Мы будем солидарны с ЕС, наш статус и европейские стремления обязывают к солидарности. Конечно, мы присоединимся. Они предназначены для того, чтобы остановить военные действия. Мы хотим всеми дипломатическими методами содействовать этому», - подчеркнул Гросу, хотя ранее министр иностранных дел Нику Попеску заявлял, что страна не может принять полный пакет санкций против РФ из-за неустойчивости своей экономики.
Но такие «мелочи», судя по всему, Евросоюз не волнуют – полученную подачку придется отрабатывать по полной программе. Поэтому в ближайшее время следует ожидать новых антироссийских демаршей со стороны официального Кишинева, которые могут еще больше испортить отношения с Москвой, вопреки интересам страны и ее населения.
Ритм Евразии. 02.08.2022