Российская спецоперация рассорила Киев и Тбилиси
Юрий Рокс
Заявление председателя правящей «Грузинской мечты» (ГМ) Ираклия Кобахидзе о том, что Грузия не присоединится к антироссийским санкциям, вызвало новое противостояние с оппозицией, все еще считающей помощь Тбилиси Киеву недостаточной. Находящийся в заключении третий президент Михаил Саакашвили призвал действующего президента Саломе Зурабишвили отправиться в Украину в знак солидарности. А если она не может, то он готов взять эту миссию на себя. Сама Зурабишвили между тем оказалась замешанной в антиконституционном скандале.
Ираклий Кобахидзе лишь повторил скандальное заявление премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили. Лидер ГМ пояснил, что сделал это специально, дабы осадить бывшую партию власти – «Национальное движение» (НД), которое чуть ли не в открытую требует включиться в российско-украинский конфликт. «Я хочу подчеркнуть, что в последние несколько дней в кампанию провокаций активно включились не только члены «Национального движения», но и зарубежные лоббисты, деятельность которых скрупулезно освещали телевизионные компании», – сказал Кобахидзе. Суть выступлений оппозиции и их зарубежных покровителей – в непременном неприсоединении Грузии к санкциям. Кобахидзе в связи с этим напомнил, что после грузино-российской войны 2008 года ни одно государство мира, в том числе и сама Грузия, не ввело никаких санкций в отношении России. «Более того, в 2010 году правившее «Национальное движение» предприняло первые шаги для введения безвизового режима для граждан России, а вскоре и установило его полностью», – отметил Кобахидзе. Он подчеркнул, что Грузия солидарна с Украиной, но непонятно, как можно требовать от нее введения антироссийских санкций из-за событий в Украине, когда они не были введены даже «после оккупации Россией грузинских территорий». При этом лидер ГМ призвал оппозицию перестать действовать подло, раскачивая ситуация исподтишка. «Мы в вопросе санкций занимаем твердую позицию и ее не изменить никакими провокациями, тайными кампаниями или давлением извне. При этом мы полностью солидарны с Украиной, а также будем занимать принципиальную позицию на страже интересов грузинского государства и народа», – заявил Кобахидзе.
О практической помощи Украине чуть ранее подробно рассказал мэр Тбилиси Каха Каладзе. По его словам, он постоянно поддерживает связь не только с киевским коллегой Виталием Кличко, но и руководством Харькова и ряда других городов Украины. Он сообщил, что детские сады и школы Тбилиси готовы бесплатно принять детей граждан Украины и заниматься ими до тех пор, пока не появится возможность безопасного возвращения на родину. По словам Каладзе, открыты специальные счета, на которые можно жертвовать средства помощи Украине.
Однако оппозиция считает все это недостаточным. В первую очередь речь о слабой, по ее мнению, политической поддержке Киева. Воду на оппозиционную мельницу налила президент Саломе Зурабишвили, заявившая, что власти не дали ей возможности в проведении официальных визитов в Европу, из-за чего «мне пришлось проводить личные встречи». Таких личных встреч у президента Грузии в конце февраля – начале марта набралось немало: президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, премьер-министр Испании Педро Санчес, президент Франции Эмманюэль Макрон, президент Европейского совета Шарль Мишель и другие.
Заявление Зурабишвили произвело эффект разорвавшейся бомбы. Лидер парламентской фракции ГМ Мамука Мдинарадзе заявил, что налицо нарушение Конституции Грузии со стороны президента, что тянет на импичмент, но будет ли ставиться этот вопрос – решит политсовет правящей партии. Чуть позже политсовет ГМ распространил сообщение о готовности подать иск в Конституционный суд против президента и потребовать подтверждения нарушения Конституции – ведь со слов самой Зурабишвили получилось, что она вмешалась в осуществление внешней политики, на что не имеет конституционных полномочий. Процедуру импичмента может запустить парламент, если за это проголосует треть депутатов. При поставленной цели у ГМ проблем с этим не будет. После этого дело передается в Конституционный суд, который в течение месяца должен представить заключение. Потом в дело опять вступят депутаты и смогут объявить импичмент президенту двумя третями голосов.
Независимая газета. 17.03.2022