Ситуация в Казахстане сдана под контроль

Кирилл Кривошеев; Александр Константинов, Нур-Султан; Аршалуйс Мгдесян, Ереван


Силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) начали покидать Казахстан, где находились с миротворческой миссией. По словам президента России Владимира Путина, миротворцам удалось восстановить правопорядок и теперь правительству Казахстана предстоит решать оставшиеся вопросы «в спокойном режиме» и «в диалоге с обществом». При этом и президент России, и собеседники “Ъ” в странах ОДКБ признают, что первое применение сил организации в реальном кризисе следует проанализировать и в случае необходимости внести изменения в порядок работы.

Ушли не рано и не поздно

«Первые подразделения осуществили погрузку штатной техники и личного состава в самолеты военно-транспортной авиации ВКС России и вылетели из аэропорта Алматы в пункт постоянной дислокации»,— сообщили вечером в четверг в Минобороны РФ. Речь шла о десантниках из Ивановской области.

В целом же вывод сил ОДКБ должен завершиться 19 января. «Завтра выводим 14-ю бортами все силы наших коллег из Армении, Таджикистана, Белоруссии. Киргизские коллеги выходят с учетом того, что они рядом (покинут Казахстан.— “Ъ”), своим ходом. Далее в течение пяти дней будет осуществляться вывод по мере передачи объектов оставшихся миротворческих сил»,— рассказал в четверг министр обороны Сергей Шойгу на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

Российский лидер дал понять, что доволен операцией. «То, что с помощью сил ОДКБ удалось ситуацию восстановить, правопорядок восстанавливается, это очень важно,— сказал господин Путин.— Это позволит руководству Республики Казахстан решать в свободном, в спокойном режиме, в диалоге с обществом вопросы социально-экономического, политического характера».

Когда на торжественной церемонии в Алматы журналисты спросили генсека ОДКБ Станислава Зася, не поспешили ли силы союзников с завершением операции, которая началась только 6 января, он ответил отрицательно. «Ситуация здесь полностью взята под контроль правоохранительными органами, поэтому задача выполнена»,— рапортовал он. И отметил, что первая миссия ОДКБ станет предметом для изучения и выявления проблем в работе организации: «В спокойной обстановке мы проанализируем действия миротворцев. Если нужны какие-то корректировки, сделаем корректировки нашей правовой базы».

«Символизм и политический смысл»

Опрошенные “Ъ” эксперты в странах ОДКБ поделились своими идеями уже сейчас. Так, по мнению казахстанского политолога Эдуарда Полетаева, миротворческая миссия помогла избавить ОДКБ от ярлыков, которые были навешаны на нее ранее — например, что это «инструмент российской оккупации». «На самом деле эта организация фактически впервые за 30 лет своего существования показала свою адекватность,— отметил эксперт.— ОДКБ всегда воспринималась прежде всего как организация, которая в случае нападения боевиков с территории Афганистана сможет координировать силы государств-участников и организовать сопротивление. Так как прошедшие события были квалифицированы как терроризм, ОДКБ, согласно мандату, имела право на принятие таких решений. Создан прецедент, и если что-то подобное повторится, разговора про оккупацию уже не будет».

Кубатбек Рахимов, работавший советником у нескольких премьер-министров Киргизии, убежден, что опыт прошедшей миссии следует «институциализировать».

«Необходимость изменения формата работы ОДКБ назрела, уставные документы требуют ревизии. Но в них нужно закрепить только то, что де-факто и так существует,— сказал он “Ъ”.— В Казахстане силы ОДКБ защищали стратегические объекты. Это и можно прописать в порядке действий организации в случае нестабильности в стране или приграничного конфликта. Так действует Франция во время конфликтов в зоне своих интересов в Африке. ОДКБ действительно не должна быть инструментом для сохранения власти автократа, чего многие опасаются. Но если будет выработан механизм, что в случае кризиса союзные силы берут под свой контроль инфраструктуру, это остудит многие горячие головы».

Первая миротворческая миссия ОДКБ сделала популярным мнение, что организация заточена в первую очередь на внутренние вызовы, в то время как на внешние угрозы — например, со стороны Азербайджана в адрес Армении — реагирует неохотно. Правда, директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян призвал не делать далекоидущие выводы так быстро. «Во-первых, мы прекрасно понимаем, что движущей силой ОДКБ является Россия и именно она производила операцию в Казахстане,— сказал “Ъ” армянский эксперт.— Во-вторых, это не была военная операция. Тут важен был символизм и политический смысл. Но даже этот процесс не завершен».

«Было бы глупо рассматривать действия стран-членов ОДКБ без учета внутреннего адресата,— признал в беседе с “Ъ” доцент Таджикского национального университета Фаррух Салимов.— Конечно, у всех оппозиционных сил в странах организации этот шаг вызвал не только осуждение, но и страх. Звучало много заявлений, что ОДКБ не обладает мандатом на проведение таких операций внутри страны, что миссия станет предупреждением для всех несогласных». Но утверждать, что это правда, можно будет только в том случае, если расследование происшедшего в Казахстане оставит многие вопросы без ответов, резюмировал собеседник “Ъ” в Душанбе.

Найти виноватых

Правоохранительные органы Казахстана рассматривают случившееся как заговор внутренних и внешних сил. По данным Генпрокуратуры Казахстана, под арест взяты 412 человек, уголовных дел (в частности, за участие в беспорядках, убийства и причастность к терроризму) еще больше — 494.

В свою очередь, Комитет национальной безопасности (КНБ) отчитался о ходе следственных действий в отношении человека, который еще 4 января руководил этим ведомством — Карима Масимова. Если раньше его обвиняли только в госизмене, то теперь в дело добавили новые статьи — насильственный захват власти и превышение должностных полномочий. В этом же подозревают и двух заместителей господина Масимова, которых арестовали накануне — Ануара Садыкулова и Даулета Ергожина.

Ермухамет Ертысбаев — бывший советник первого президента страны Нурсултана Назарбаева — не удивлен, что ответственность за происшедшие события возлагают именно на силовиков.

«Общеизвестно, что многие высокопоставленные сотрудники КНБ "крышевали" тот или иной бизнес, а вопросы безопасности страны были для них на десятом месте,— заявил он “Ъ”.— Не исключаю, что очень большие деньги привлекли вышеуказанных лиц к участию в путче. Ергожин, например, пришел на госслужбу из бизнеса. Многие честные офицеры информировали меня, что в ведомстве далеко не все хорошо». Господин Ертысбаев обратил внимание на то, что «публично говорил на своем YouTube-канале об опасности экстремизма в стране, об иностранных агентах влияния, о потенциальных угрозах». «Я считаю, что надо расформировать этот КНБ и создать совершенно новый орган — Службу безопасности Республики Казахстан»,— добавил он.

При этом популярную идею о том, что между господином Назарбаевым и нынешним президентом Касым-Жомартом Токаевым развивается противостояние, собеседник “Ъ” не разделяет. «Для начала заговорщики хотели бы сильно напугать главу государства, чтобы он бросил страну и уехал,— предположил господин Ертысбаев.— Алматы чрезвычайно удобен и находится в горном массиве. Это густонаселенный двухмиллионный город, который на выборах всегда фрондировал Нурсултану Назарбаеву — всегда самая низкая явка и самый большой процент против него. Опять же, много оружейных магазинов, много торговых центров, куда можно привлечь грабителей и мародеров».

Несмотря на всю запутанность происшедшего, глава МИД России Сергей Лавров в эфире «Первого канала» в четверг заявил, что причины кризиса Москве «примерно понятны». Правда, вдаваться в детали он не стал, решив лишь вычеркнуть некоторые версии: «Одна часть теоретиков спекулирует на том, что это все устроено Западом, чтобы ослабить наши позиции перед переговорами в Женеве и Брюсселе, другие обвиняют нас в том, что мы это спровоцировали, чтобы ворваться в Казахстан и взять его под свой контроль. Это все от лукавого». По словам министра, «казахстанские власти проводят тщательное полноценное расследование, и результаты они будут оглашать, когда это расследование завершится».

Коммерсантъ. 13.01.2022

Читайте также: