США и Китай строят стену доверия
Сергей Строкань
Первый замгоссекретаря США Уэнди Шерман посетила с официальным визитом Китай, став самым высокопоставленным американским чиновником, побывавшим в этой стране после смены администрации Белого дома. В условиях острой конфронтации США и КНР редкий сеанс дипломатии призван предотвратить перерастание американо-китайского соперничества в открытый конфликт. Возобновив диалог с Пекином после провала состоявшихся в марте переговоров в Анкоридже, администрация Джо Байдена не исключает возможности проведения его первой встречи в ранге президента с председателем КНР Си Цзиньпином, которая может пройти на полях октябрьского саммита G20 в Риме.
Завершившийся в понедельник визит в КНР первого замгоссекретаря США Уэнди Шерман стал самым заметным событием в американо-китайских отношениях последних месяцев, поскольку в отсутствие диалога высшего руководства двух стран общение даже не самых высокопоставленных чиновников становится громкой новостью.
Вопрос о том, состоится ли вообще этот визит, до последнего момента висел в воздухе, учитывая, что Пекин решил не посылать на переговоры с Уэнди Шерман заместителя главы МИД КНР Лэ Юйчэна, который обычно встречается с первыми заместителями глав дипломатических ведомств других стран, и направил на них другого замминистра — Се Фэна.
Предыдущая попытка наладить диалог двух сверхдержав была предпринята 18 марта в Анкоридже (Аляска) и окончилась провалом. Участники переговоров, на которых американскую сторону представляли госсекретарь США Энтони Блинкен и советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан, а китайскую — глава МИД КНР Ван И вместе с членом политбюро ЦК КПК Ян Цзечи, вели разговор на повышенных тонах, обменялись обвинениями и разъехались по домам ни с чем.
Однако, выдержав четырехмесячную паузу, стороны вновь испытали необходимость сесть за стол переговоров — теперь уже в китайском городе Тяньцзине — и предпринять еще одну попытку наладить диалог, несмотря на продолжающийся обмен ударами.
В прошлую пятницу МИД КНР сообщил о введении санкций против семи американских политиков, организаций и правозащитников. В черный список, в частности, попали бывший министр торговли США Уилбур Росс, председатель американо-китайской комиссии в сфере экономики и безопасности при Конгрессе США Кэролин Бартоломью и заместитель главы исполнительной комиссии Конгресса по Китаю Джонатан Стиверс. Обосновывая этот шаг, МИД КНР указал на то, что США «безосновательно очернили деловую среду Гонконга», а также ввели санкции против чиновников местной администрации. Напомним, что незадолго до этого, 16 июля, США ввели санкции в отношении семи китайских должностных лиц из-за ситуации в Гонконге.
Отвечая на вопрос, как повлияют последние действия Пекина на ход американо-китайских переговоров, высокопоставленный представитель администрации США на условиях анонимности заявил журналистам: «Я не думаю, что заместитель госсекретаря идет на эти переговоры с мыслью о том, что меры, которые приняла китайская сторона, станут инструментом давления на этих переговорах. Мы определенно будем взаимодействовать в предметном и конструктивном ключе».
Как следует из разъяснения чиновника, «конструктивное взаимодействие» с Пекином американская сторона понимает так: добиваться того, чтобы «жесткая и напряженная конкуренция не переросла в открытый конфликт». Для достижения этой цели необходимо, «не питая иллюзий», «установить правила общения» и «поддерживать открытыми каналы коммуникации».
Ключевым инструментом проведения этого курса США по-прежнему считают политику санкций.
«Мы продолжим привлекать Китай к ответственности, должно быть понятно, что мы не боимся противостоять поведению Китая, которое подрывает международные нормы»,— предупредила журналистов другая представительница администрации США, назвав среди претензий к Пекину кибератаки, права человека, а также ситуацию в Гонконге и Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Однако американская модель отношений с КНР, предполагающая движение к конструктиву через усиление санкционного давления, категорически не устраивает Пекин. Представлявший китайскую сторону на переговорах с Уэнди Шерман заместитель главы МИД КНР Се Фэн назвал тезис о триединстве «конкуренции, сотрудничества и противостояния» уловкой, призванной оправдать политику сдерживания развития Китая. «Когда приходится просить Китай о помощи, то нужно сотрудничать, однако в сферах, в которых они имеют преимущество, США разрывают связи, вводят санкции. Ради сдерживания Китая не останавливаются перед конфликтами и противостоянием. Они только хотят решить проблемы США, только думают о результате, который нужен американской стороне, хотят получить выгоду в одностороннем порядке. Где такое видано в современном мире?» — негодовал Се Фэн. По его словам, «именно США, а не кто-то другой являются изобретателем, обладателем патента и прав интеллектуальной собственности на дипломатию принуждения».
В ходе переговоров с Уэнди Шерман китайский дипломат потребовал отменить визовые ограничения для членов Компартии Китая и их семей, санкции в отношении китайских лидеров, официальных лиц и правительственных ведомств, а также визовые барьеры для китайских студентов. Пекин также настойчиво просит прекратить давление на китайские компании в США, а также Институты Конфуция, в которых преподают китайский язык и культуру Китая. Еще одно требование — отмена обязательной регистрации работающих в США китайских СМИ в качестве иноагентов и отказ от требования депортации из Канады в США финансового директора компании Huawei Мэн Ваньчжоу.
Хотя встреча в Тяньцзине стала еще одним сеансом взаимных обвинений, она все же оказалась не столь скандальной, как переговоры в Анкоридже. На этом фоне американские СМИ вновь обсуждают шансы на проведение встречи Джо Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином.
«Что касается планов президента, то, как мы уже говорили, он будет изучать возможности для контактов с Си Цзиньпином, однако пока конкретных планов на этот счет в его графике нет»,— заявила еще две недели назад пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. В свою очередь, газета Financial Times сообщает, что такая встреча может состояться в рамках встречи лидеров G20 в Риме в октябре этого года.
Между тем сам Джо Байден, неоднократно общавшийся с Си Цзиньпином во время работы вице-президентом в администрации президента Барака Обамы, на прошлой неделе описал китайского лидера так: «Он умный и действительно крепкий парень. Он действительно считает, что демократии не могут функционировать в XXI веке, потому что все происходит так быстро, что вы не можете собрать вместе страну, которая разделена, чтобы достичь консенсуса».
«У меня была долгая встреча с президентом Путиным (президент РФ Владимир Путин.— “Ъ”), и я хорошо его знаю. Эти ребята на самом деле делают ставку на автократию. Демократии должны подняться и продемонстрировать, что они могут что-то сделать»,— добавил Джо Байден на встрече с общественностью в Цинциннати (штат Огайо).
Коммерсантъ. 27.07.2021