Джо Байден затеял евроремонт
Сергей Строкань
Президент США Джо Байден, готовящийся к первой зарубежной поездке, опубликовал статью в газете The Washington Post, изложив главные задачи предстоящего дипломатического марафона в Европе. Перечисляя переговоры с союзниками на саммитах G7, НАТО и США—ЕС, за которыми последует встреча с Владимиром Путным в Женеве, Джо Байден изложил свое видение мирового лидерства США, понимаемого им как объединение демократий вокруг общих ценностей, не разделяемых Россией и Китаем. Впрочем, статья Джо Байдена свидетельствует о заметном различии в подходах к Москве и Пекину. Рассуждая о важности стабильных и предсказуемых отношений с Россией, президент США призывает Запад бросить все силы на глобальное сдерживание Китая.
Еще одна версия американского лидерства
Опубликованная в газете The Washington Post статья Джо Байдена «Моя поездка в Европу призвана сплотить Америку и мировые демократии» предваряет его шестидневное турне в Европу, которое потребует от него немалых усилий, мобильности и быстроты реакции на фоне звучавших ранее скептических высказываний о физическом и ментальном здоровье президента США. Отправляясь в свою первую зарубежную поездку после вступления в должность президента в январе этого года, Джо Байден должен будет провести сеансы одновременной игры с почти 30 западными союзниками Вашингтона. Только после этого ему предстоит встреча в Женеве с Владимиром Путиным — лидером страны, которую США внесли в список главных угроз мировой демократии.
Европейское турне Джо Байдена начнется в Британии, в городке Карбис-Бей на атлантическом побережье полуострова Корнуолл, где 11–13 июня будет проходить саммит лидеров Группы семи (G7). Пообщавшись с лидерами Великобритании Германии, Франции, Италии, Японии и Канады, 14 июня Джо Байден переместится в дипломатическую столицу НАТО и Евросоюза — Брюссель, где примет участие в саммите НАТО, за которым последует его саммит с лидерами ЕС.
Наконец, кульминацией поездки после двухдневного пребывания в Брюсселе станет намеченная на 16 июня встреча Джо Байдена с Владимиром Путиным в Женеве.
«В период глобальной неопределенности, когда мир все еще борется с пандемией, случающейся раз в столетие, эта поездка призвана подтвердить приверженность Америки нашим союзникам и партнерам и продемонстрировать способность демократий отвечать на возникающие вызовы и сдерживать угрозы новой эпохи»,— определяет задачу своей европейской поездки, начинающейся в среду, Джо Байден.
Статья в The Washington Post, опубликованная в разделе мнений, не только перечисляет те непосредственные задачи, которые на этой неделе глава Белого дома намерен решать в ходе переговоров с дружественными западными лидерами и своим давним оппонентом Владимиром Путиным. В материале немало напрямую не связанных с его европейской поездкой рассуждений об Америке и ее лидерстве в меняющемся мире. Учитывая, что под написанной в жанре авторского комментария статьей стоит подпись «Джо Байден, президент США», публикация в The Washington Post фактически стала внешнеполитическим манифестом новой американской администрации.
«Независимо от того, идет ли речь о задаче завершить пандемию COVID-19 во всем мире, отвечать на вызовы нарастающего климатического кризиса или противостоять пагубной деятельности правительств Китая и России, Соединенные Штаты должны вести мир с позиции силы»,— формулирует главную задачу своего правления Джо Байден.
Впрочем, в статье ничего не говорится именно о военной силе Америке, которая должна будет подтвердить ее амбиции продолжать лидировать с позиции силы.
Избегая упоминаний американского чудо-оружия, вроде превосходящей российские и китайские образцы «супер-пупер-ракеты» «или матери всех бомб», которые позволял себе Дональд Трамп, Джо Байден говорит об экономических успехах его команды.
По его словам, за последние четыре месяца в США было создано больше рабочих мест, чем за тот же период при любом другом президенте. В целом же американская экономика растет самыми быстрыми темпами за последние 40 лет. В то время как экономическое восстановление Америки поддерживает мировую экономику, сама Америка «становится сильнее, когда она более тесно взаимодействует со странами, разделяющими ее ценности и видение будущего,— другими демократиями».
«Это повестка дня, которую я буду продвигать на каждой встрече»,— пообещал Джо Байден, выразив особое удовлетворение тем, что его встречи с лидерами западных демократий начнутся с британского премьера Бориса Джонсона, в этом году председательствующего в G7.
Россия — проблема, Китай — вызов
Несмотря на то что Китай и Россия названы в статье Джо Байдена двумя главными угрозами мировым демократиям, оценки, которые дает им президент США, все же заметно отличаются как по своей интонации, так и по сути выдвигаемых к Пекину и Москве претензий. К теме сдерживания экспансии Китая американский президент обращается дважды. Призывая западных союзников делать больше инвестиций в развитие инфраструктуры, цифровые технологии и систему здравоохранения, Джо Байден высказывает мысль о том, что в конкуренции двух систем «крупнейшие демократические страны должны предложить высококачественную альтернативу Китаю» в интересах глобального развития. При таком сценарии, как считает Джо Байден, мир будет меняться не по китайскому, а по западному образцу.
Второй резкий выпад в адрес Пекина Джо Байден сделал в своем упоминании предстоящих встреч с руководством Евросоюза, в ходе которых «предстоит обсудить, как Соединенные Штаты и Европа могут работать в тесной координации по глобальным вызовам».
«Мы сосредоточимся на том, как обеспечить, чтобы рыночные демократии, а не Китай или кто-либо другой писали правила XXI века в области торговли и технологий»,— увещевает Джо Байден европейских союзников.
Говоря о проблемах в отношениях с Москвой, которые он намерен обсуждать с Владимиром Путиным в Женеве, Джо Байден назвал «вызовы России европейской безопасности, начиная с ее агрессии на Украине», также пообещав «защищать демократические ценности», которые, по его словам, неотделимы от интересов Запада». Впрочем, если Китаю уготовано глобальное технологическое и торгово-экономическое сдерживание, то с Россией новая администрация США все же намерена попытаться выстроить прагматичное взаимодействие.
«В своих телефонных разговорах с президентом Путиным я четко дал понять: Соединенные Штаты не стремятся к конфликту. Мы хотим стабильных и предсказуемых отношений, в которых мы могли бы работать с Россией по таким вопросам, как стратегическая стабильность и контроль над вооружениями. Вот почему я немедленно принял меры для продления действия договора СНВ на пять лет и укрепления безопасности американского народа и всего мира»,— написал в своей статье в The Washington Post Джо Байден.
Говоря о потенциальной угрозе со стороны России, Джо Байден сообщил, что видит ее «в нарушении суверенитета США, включая вмешательство в наши демократические выборы».
«Президент Путин знает, что я без колебаний отвечу на будущие вредоносные действия»,— заявил он.
Напомним, оценивая предстоящий саммит в Женеве в ходе состоявшейся в конце прошлой недели в рамках Петербургского международного экономического форума встречи с руководителями мировых информационных агентств, Владимир Путин заявил о том, что Москве и Вашингтону нужно начинать восстанавливать доверие. «Главное, что нужно сделать,— это нужно относиться друг к другу с уважением и учитывать интересы друг друга. В самом широком смысле этого слова»,— заявил Владимир Путин. «Не мы загнали российско-американские отношения в то состояние, в котором они находятся сегодня»,— подчеркнул Владимир Путин и заявил, что «США играют очень важную роль в мире». «Очень хотелось, чтобы они играли стабилизирующую роль, но в этом контексте, на мой взгляд, важны и российско-американские отношения»,— отметил он.
Об американском президенте Владимир Путин высказался подчеркнуто уважительно, сделав еще одно заявление, ставшее для отношений двух стран редкостью, если не сенсацией: «Президент Джо Байден относится, на мой взгляд, к наиболее опытным мировым политикам. Потому что он в разных качествах и в разное время на протяжении долгих и долгих лет принимал личное участие в обсуждении, подготовке решений по всем тем вопросам, которые представляют сегодня значение для всего мира и для двусторонних отношений. Мне бы очень хотелось, чтобы наша встреча прошла в конструктивном ключе».
Между тем об отношениях США с Китаем и Россией накануне саммита в Женеве высказался в минувшую субботу и экс-президент США Дональд Трамп, выступивший на съезде Республиканской партии в Северной Каролине. «Они (демократы.— “Ъ”) уничтожают нашу страну, а теперь над Байденом открыто насмехаются китайские переговорщики и президент России Владимир Путин»,— заявил Дональд Трамп, впрочем не объяснив, что он имеет в виду. «У меня были отличные отношения с Путиным, но никто не был так суров с Россией, как я»,— многозначительно заметил он.
Коммерсантъ. 07.06.2021