Недружественное поглощение
Михаил Захаров
Состоявшиеся в августе нынешнего года президентские выборы в Республике Беларусь спровоцировали массовые протесты населения, которые по своим масштабам стали рекордными за весь период независимости страны и создали определенную угрозу действующей власти. Представители оппозиции и поддерживающая их часть электората выражают уверенность в том, что выборы были сфальсифицированы и победу на них в действительности одержала Светлана Тихановская. Легитимность Александра Лукашенко отказались признавать и страны Европейского союза, которые назвали прошедшие выборы недемократическими и не отвечающими международным стандартам, а сейм Литвы и вовсе окрестил Светлану Тихановскую «избранным президентом Беларуси». Именно страны Балтии и Вишеградской группы наиболее активно поддерживают белорусскую оппозицию, стараясь склонить Беларусь в случае авторсмены власти в сторону европейской интеграции. Например, премьер-министр Польши выразил намерения предложить для Беларуси некий аналог «плана Маршалла», который предполагает создание стабилизационного фонда размером не менее миллиарда евро.
Несмотря на регулярные заявления деятелей оппозиции о том, что в белорусских событиях отсутствует проблема геополитического выбора, выступления некоторых членов Координационного совета (КС) заставляют в этом усомниться, особенно на фоне того, что РФ выразила безоговорочную поддержку действующему главе государства. В частности, Светлана Тихановская еще в ходе избирательной кампании выступила против Союзного государства, а член КС Павел Латушко выразил надежду на финансовую помощь со стороны ЕС на экономическую стабилизацию и поддержку демократии, параллельно раскритиковав кредит со стороны России.
Даже учитывая в целом сохраняющуюся на данный момент стабильность режима, позиции Александра Лукашенко не выглядят столь непоколебимыми, как ранее, и транзит власти, особенно в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе, смотрится вполне реальным. Следовательно, в случае прихода оппозиции к власти возможны и переориентация на запад ключевого вектора белорусской внешнеэкономической политики, и проведение всеобщей приватизации. Таким образом, крайне важно проанализировать, какие последствия и риски это может иметь для экономики Беларуси.
В странах Союзного государства сложилось достаточно противоречивое отношение к европейской интеграции. Ряд российских и белорусских экспертов крайне отрицательно относится к европейской интеграции, отмечая ее негативное влияние на экономику. В частности, экс-директор Института Европы РАН, академик Николай Шмелев писал, что это привело к краху промышленности, продаже государственной собственности и массовой эмиграции. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Межевич в качестве негативного примера приводит страны Балтии, которые он охарактеризовал как «отставшие вагоны», указав, что средства, выделяемые республикам из институтов ЕС, не доходят до простых граждан. На неудачный опыт европейской интеграции Прибалтийских стран указывает и руководитель Центра политэкономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, который считает, что «ЕС не может дать импульс для динамичного роста стран Балтии и лишь замораживает их потенциал». В то же время существуют и более сдержанные позиции, в частности, научные сотрудники Института Европы РАН Ирина Синицина и Наталья Чудакова выделяют целый ряд преимуществ от евроинтеграции Польши, указывая на рост ВВП, повышение эффективности хозяйствования, развитие финансовой сферы и т.д., хотя и они отмечают определенные проблемы, с которыми столкнулась республика. Достаточно сдержан в критике евроинтеграции и академик РАН Анатолий Бажан, который указывает на то, что она способствует экономическому росту.
Таким образом, для оценки возможных последствий и рисков от евроинтеграции и приватизации Беларуси целесообразно обратиться к опыту соседних Польши и стран Балтии, которые в начале 1990-х вступили на путь реформ и в настоящий момент являются полноправными членами Европейского союза.
СОНАР-2050. 28.10.2020