Венгрия выиграла языковой спор у Украины
Татьяна Ивженко
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба 29 мая совершает первый после карантина зарубежный визит – в Венгрию. В этом году Киев и Будапешт начали предметный диалог о разрешении острого конфликта, длящегося с 2017 года. В феврале в Киеве побывал глава венгерского МИДа Петер Сийярто. Затем пандемия внесла коррективы во внешнеполитические планы.
Напомним, украинско-венгерские скандалы начались осенью 2017 года, когда Верховная рада (большинство в которой составляли «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» Арсения Яценюка) утвердила новый закон «Об образовании». В Будапеште возмутились языковыми нормами документа. Он предполагал переход всех средних школ на обучение на государственном языке. Позже в законе «О среднем образовании» депутаты уточнили, что для школьников обязательно изучение украинского – в объеме, необходимом для успешной сдачи выпускных тестов и поступления в украинские вузы. Преподавание школьных предметов на украинском, согласно закону, должно постепенно увеличиваться, составляя абсолютное большинство в выпускных классах.
Венгрию этот вопрос беспокоит, поскольку в Закарпатской области Украины компактно проживает венгерское национальное меньшинство (более 12% населения), многие представители которого не знают украинского. По крайней мере выпускники местных школ, обучавшиеся на венгерском, зачастую не могут сдать тесты на знание государственного языка. Будапешт воспринял попытки Киева украинизировать школьное образование как посягательство на языковые права нацменьшинства. По этой причине венгерская власть, пользуясь правом вето, стала блокировать сближение Украины с НАТО. Никакие принципиально важные решения не могут быть приняты, пока Венгрия, являясь членом альянса, выступает против.
На фоне языкового конфликта за несколько лет появились и другие проблемы: относительно выдачи жителям Закарпатья венгерских удостоверений личности (вопреки требованиям украинского законодательства); по поводу решения Киева о новой военной базе в регионе (венгры восприняли это как акт устрашения) и т.п. Отношения обострялись до избрания Владимира Зеленского на пост президента. Но смена власти не привела к разрешению проблем: закон «О среднем образовании» был принят уже новой Верховной радой, большинство в которой составляют депутаты от партии Зеленского «Слуга народа».
Правда, сторонам удалось снять некоторые вопросы. Так, норма об украинизации венгерских школ (как и всех школ с обучением на языках стран – членов ЕС) вступит в силу не с осени с.г., а с 2023 года. Частные учебные заведения получат больше свободы в выборе языков обучения (при условии обязательного изучения государственного языка). Кроме того, школы нацменьшинств могут получить дополнительные возможности преподавания отдельных предметов на родных языках, если будет принят закон о нацменьшинствах. Он все еще готовится в Верховной раде.
Эксперты отметили, что в ходе визита в Киев в феврале главы МИД Венгрии тональность диалога изменилась. «Мы заинтересованы в добрых отношениях с Украиной. И причина моего визита – желание перезапустить эти отношения», – сказал Сийярто. На конец марта был запланирован визит в Будапешт Дмитрия Кулебы (тогда – вице-премьера по вопросам евроинтеграции, сейчас – главы МИД Украины). Но в назначенное время уже начали действовать карантинные меры, и вместо визита была проведена видеоконференция. По ее итогам Кулеба сообщил: «Я рад получить от моего коллеги Петера Сийярто подтверждение, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан принял наше приглашение и посетит Украину. Мы с нетерпением ожидаем его визита».
Ввиду неопределенности с развитием эпидемиологической ситуации дата визита не называлась. Однако готовность украинского министра иностранных дел преодолеть более тысячи километров на автомобиле ради встречи с венгерским коллегой 29 мая свидетельствует о том, что стороны готовят встречу на высшем уровне.
Владимир Зеленский в ходе пресс-конференции на прошлой неделе сказал, что «готов к этой фундаментальной встрече» и что считает нужным подписать украинско-венгерский меморандум, в котором будут регламентированы вопросы двусторонних отношений по всем направлениям. При этом Зеленский отметил, что венгерскому меньшинству так или иначе придется выучить государственный украинский язык: «Для многих украинский не является родным. Например, в Берегове (неформальной столице общины венгров Закарпатья. – «НГ»). Но они должны знать государственный язык». Правда, венгерская власть и ранее не возражала против этого требования Киева, проблемы возникали только с подходами к реализации языковой политики.
Ряд экспертов, занимающихся темой укранско-венгерских отношений, изложили в публикации, которую обнародуют украинские СМИ, свои предложения о разрешении давних конфликтов. Они считают, что украинская власть не может отменить или принципиально изменить законы, касающиеся образования: «Киев много раз заявлял о неизменности нынешней редакции статьи 7 закона «Об образовании», раскрытой в законе «Об общем среднем образовании» – именно той статьи, в которой речь идет об украинском языке обучения в государственных образовательных учреждениях. Если Зеленский откажется от этого принципа, то любое двуязычие будет воспринято частью общества как сдача интересов Украины и будет означать победу «языка ультиматумов», который взяла на вооружение Венгрия». Выход из этой ситуации эксперты видят, в частности, в договоренности о двуязычной системе образования, которая предполагает преподавание предметов как на украинском, так и на языках стран ЕС, в том числе венгерском.
Языковой вопрос сейчас решается отдельно. Но еще на март стороны планировали гораздо более широкую повестку дня. Дмитрий Кулеба сказал тогда, что кроме вопросов, позволяющих разблокировать сближение Украины с НАТО, стороны настроены «запустить инвестиционные и инфраструктурные проекты в Закарпатье». Речь шла не только об инфраструктуре на украинской территории, но и об открытии нового пропускного пункта на границе. Неизвестно, обсуждается ли на этом этапе проблема двойного гражданства. Визит Дмитрия Кулебы в Будапешт станет, видимо, только подготовкой к межправительственным переговорам, а затем – к встрече Владимира Зеленского и Виктора Орбана в Киеве.
Независимая газета. 28.05.2020