Транспортная завязка: Россия настаивает на участии в «маршруте Трампа»

Даниил Сечкин, Семен Бойков


Турне Джей Ди Вэнса по Южному Кавказу носит беспрецедентный характер: он стал первым в истории вице-президентом США, посетившим Ереван, а в Баку политик такого ранга прибудет впервые за последние 18 лет. Центральным пунктом визита заявлено продвижение «Дороги Трампа» — стратегического транспортного коридора, позволяющего обойти Россию и Иран. Вместе с тем Москва уже выражала интерес к участию в проекте — РФ «зарезервировала» свою позицию по этому вопросу, заявил «Известиям» замглавы МИД Михаил Галузин. За масштабными инфраструктурными планами Вашингтона стоит попытка уменьшить сферу традиционного влияния России и переформатировать геополитическую карту региона под контроль США, уверены эксперты.

Вице-президент США посетил Армению

9 февраля американский вице-президент Джей Ди Вэнс отправился в довольно необычную для этой должности поездку — на Южный Кавказ. Первым пунктом дипломатического маршрута стала Армения, где прошли переговоры с премьер-министром Николом Пашиняном. Эта поездка, как отмечают международные СМИ, призвана закрепить и поддержать армяно-азербайджанские договоренности, достигнутые ранее при активном посредничестве Вашингтона. Свою дипломатическую миссию Вэнс эффективно совместил с участием в спортивной повестке: в регион он прибыл сразу после посещения зимних Олимпийских игр – 2026 в Милане, где возглавлял официальную делегацию США.

В турне вице-президента сопровождает заместитель госсекретаря по экономическим вопросам Джейкоб Хелберг. Примечательно, что американская переговорная группа готовила почву для визита заблаговременно — команда из Вашингтона прибыла в Ереван заранее, заняв под свои нужды целый этаж в столичном отеле Armenia Marriott. В планах делегации США также значится посещение Азербайджана, где на повестке стоят крупные технологические и оборонные контракты, включая прямые поставки американского оборудования.

В Ереване же основной упор делается на тему стратегического ядерного сотрудничества. Хотя конкретные параметры будущих проектов пока не афишируются, внутри Армении в эти же дни активно обсуждается реформа атомной генерации. 3 февраля министр территориального управления Давит Худатян подтвердил, что страна окончательно сделала выбор в пользу АЭС модульного типа. Финальное решение по конкретной модели ожидается в 2026-м или 2027 году, при этом Ереван рассматривает предложения от широкого круга игроков — России, США, Китая, Франции и Южной Кореи. По итогам переговоров Вэнса и Пашиняна Вашингтон и Ереван подписали соглашение о взаимодействии в сфере мирного атома: США инвестируют $9 млрд в ядерную энергетику республики.

Тема строительства АЭС занимает важное место в повестке отношений Москвы с Ереваном и регулярно обсуждается на различных уровнях, заявил «Известиям» замглавы МИД РФ Михаил Галузин. 6 февраля 2026 года состоялась встреча главы «Росатома» Алексея Лихачева с председателем Национального собрания Армении Аленом Симоняном, а в сентябре 2025 года Никол Пашинян принял участие в Мировой атомной неделе в Москве.

— «Росатом» готов в кратчайшие сроки приступить к реализации проекта, разумеется, с учетом пожеланий армянских друзей. Реальных альтернатив с точки зрения наличия надежных, уже проверенных технологий, а также привлекательности финансовых параметров — в том числе с учетом строительства, дальнейшей эксплуатации, необходимости подготовки и переподготовки специалистов — не просматривается, — подчеркнул «Известиям» Михаил Галузин.

Вместе с тем нынешний визит вице-президента США имеет подчеркнуто исторический подтекст. Поездка Джей Ди Вэнса станет первым за всё время двусторонних контактов визитом официального лица такого уровня в Армению. В Баку же настолько высокопоставленные американские чиновники не появлялись последние 18 лет — со времен Дика Чейни в 2008 году. Подобная дипломатическая активность выглядит беспрецедентной для региона и четко обозначает новые приоритеты Белого дома на Южном Кавказе.

— Главный интерес — в двух словах — вывести страны Закавказья из сферы российского влияния: отколоть регион от России и, возможно, создать для нее очередной очаг напряженности, — заявил в разговоре с «Известиями» профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Борис Мартынов.

В этом случае Вашингтон прибегает и к усилению ВТС. Вэнс уже заявил, что Штаты намерены поставить Армении разведывательные БПЛА на $11 млн, а также передать разработки в сфере их применения для наблюдения.

В целом страны Закавказья имеют ключевое геостратегическое значение, и именно в этом нужно видеть логику действий американцев, добавил эксперт. Речь также может идти о том, чтобы окончательно вывести Армению из ОДКБ и, возможно, из ЕАЭС — подтолкнув ее к более тесным связям и договоренностям с Евросоюзом.

Что значит TRIPP для России

Расширить свое влияние в регионе Штаты намереваются через проект «Маршрут Трампа во имя мира и процветания» (TRIPP) — центральный пункт поездки Вэнса. Речь идет о 43-километровом транспортном коридоре через южную часть Армении, который должен обеспечить Азербайджану прямое сообщение между основной территорией страны и Нахичеванью с выходом на Турцию.

Официально цель проекта — «укрепление процветания и безопасности Армении и Азербайджана, а также дальнейшее развитие американской торговли путем расширения региональной торговли и транспортной доступности». С точки зрения американцев, маршрут призван радикально перестроить торговые и энергетические цепочки в Закавказье, связав Азию и Европу в обход России и Ирана.

Помимо транзитной функции, TRIPP призван обеспечить США контроль над потоками критически важного сырья. Через него планируется наладить экспорт из Центральной Азии урана, меди, золота и редкоземельных элементов.

Запуск TRIPP де-факто превращает Южный Кавказ из «геополитического тупика» в центральный хаб Срединного коридора, заявил «Известиям» заместитель директора центра Института мировой военной экономики и стратегии Николай Новик.

— Ожидается, что интеграция TRIPP позволит сократить время доставки грузов из Центральной Азии в Европу с 18 до 12 дней — создается бесшовное железнодорожное и автомобильное сообщение по линии Азербайджан — Армения — Нахичевань — Турция, минуя более длинные маршруты через Грузию, — подчеркнул эксперт.

Новый транспортный путь станет альтернативой как «Северному коридору» через Россию, так и потенциальным маршрутам через Иран, что еще больше укрепляет позиции Турции как главного распределительного узла на южном фланге НАТО, уверен декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Павел Селезнев.

— Для России реализация TRIPP в его нынешнем виде, под управлением США, создает комплекс вызовов, затрагивающих как экономическую, так и оборонную сферы, — добавил Селезнев.

Такая стратегия Вашингтона не осталась без внимания Москвы. Россия уже «зарезервировала» свою позицию по участию в TRIPP, подчеркнул Галузин. По его словам, российская сторона готова консультироваться с партнерами в Ереване.

В Армении вопрос участия РФ комментировали неоднозначно — спикер парламента Ален Симонян публично заявил, что Ереван не видит возможности «подключения» России к проекту, поскольку «тогда всё это работать не будет». Хотя ранее глава МИД Арарат Мирзоян допускал сотрудничество с Москвой, но без непосредственного участия.

Проект подразумевает не только строительство железной дороги, но и глубокую интеграцию энергосистем, включая прокладку нефте- и газопроводов, а также оптоволоконных линий связи. Стоит подчеркнуть, что основной массив наработок по разблокированию региональных коммуникаций был накоплен в рамках трехстороннего формата сотрудничества России, Азербайджана и Армении на уровне вице-премьеров.

Более того, позиции РФ в инфраструктуре региона остаются фундаментальными: компания «Южно-Кавказская железная дорога» — дочерняя структура ОАО «РЖД» — обладает концессией на управление всей железнодорожной сетью Армении до 2038 года, а сами пути соответствуют российскому стандарту колеи.

— В регионе используется российская железнодорожная колея. На ирано-армянской границе находятся наши пограничники. Надо учитывать и фактор членства Армении в ЕАЭС. В этих условиях очевидно, что без России партнерам не обойтись, — подчеркнул Галузин.

При этом передача Арменией, членом ЕАЭС и ОДКБ, возможности администрировать участок своей территории иностранной компании (будущая TRIPP Development Company) создает прецедент «экстерриториального управления» внутри единого экономического пространства, подчеркнул Новик. В свою очередь, это снизит влияние Москвы на внутреннюю логистику союза.

Несмотря на то, что сама «вашингтонская рамка» была зафиксирована еще летом 2025 года на саммите при личном участии Дональда Трампа, реализация проекта всё еще сталкивается с политическими препятствиями. Ключевым камнем преткновения остается требование Азербайджана к Еревану изменить конституционные формулировки, в которых Баку видит скрытые территориальные претензии. Тем не менее нынешний визит Вэнса показывает, что Вашингтон, судя по всему, намерен довести дело до конца и окончательно переформатировать логистическую карту Южного Кавказа.

Известия. 10.02.2026

Читайте также:

Добавить комментарий