Стратегическая автономия Индии: от балансирования с Западом до доверия России
Отношения между Индией и Россией нельзя назвать чисто меркантильными – они основаны на глубоко укоренившемся доверии не только между правительствами, но и на уровне стратегических сообществ и широкой общественности. Саммит в Нью-Дели показал, что Индия не отказывается от Москвы, несмотря на давление Запада, поскольку Россия предоставляет Индии долгосрочную стратегическую автономию, к которой она стремится, а также предлагает Индии опору на своё право вето в Совбезе ООН, технологии атомных подводных лодок и ноу-хау в области сверхзвуковых ракет, которыми Запад до сих пор не решается поделиться, пишет доктор философии Рахул Пандей из Центра восточноазиатских исследований Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру.
Президент России Владимир Путин посетил Нью-Дели 4–5 декабря 2025 года. Это был первый визит Путина в Индию после начала конфликта между Россией и Украиной в феврале 2022 года. В прошлом году премьер-министр Индии Нарендра Моди прилетал Москву. Впоследствии оба лидера встречались на полях региональных форумов, включая саммит БРИКС в Казани в октябре 2024 года и 25-й саммит ШОС в Тяньцзине в сентябре 2025 года. Последняя встреча двух лидеров состоялась на критическом с геополитической точки зрения этапе, поскольку Индия стремится сбалансировать свои отношения с великими державами, включая Соединённые Штаты и Китай, а также определить будущее отношений с традиционным наиболее надёжным партнёром – Россией.
Предыстория
Президент России посетил Индию для участия в 23-м ежегодном саммите «Россия – Индия» и подтверждения 25-летнего стратегического партнёрства, декларация о котором была подписана во время первого визита Путина в Нью-Дели в октябре 2000 года. Встреча состоялась в контексте иррационального стремления президента США Дональда Трампа ввести 25-процентные пошлины против Индии, поскольку Индия закупает российскую нефть по сниженным ценам. Торговля Индии с Россией значительно выросла за последние пять лет, особенно после 2022 года. Например, в 2019–2020 финансовом году двусторонняя торговля составила приблизительно 10,1 миллиарда долларов; однако после 2022 года она значительно увеличилась, достигнув 68,7 миллиарда долларов в 2024–2025 финансовом году. 57 миллиардов долларов из этого объёма пришлись на нефть со скидкой. Введённые США и Западом санкции против России после конфликта 2022 года позволили России диверсифицировать свою торговлю в направлении стран, не входящих в Западную Европу. Индия, Китай и Турция стали ключевыми игроками в импорте товаров со скидкой из России (см. таблицу 1 и таблицу 2).
Таблица 1. Торговля Индии с Россией

Источник: Министерство торговли, Правительство Индии.
Таблица 2. Импорт сырой нефти в Индию, 2013–2025 гг. (тыс. барр./сутки)

Источник: Kpler&Bloomberg; 2025. Объём по состоянию на 30 ноября.
В ходе декабрьского визита Путина в Индию между двумя странами было подписано несколько соглашений и меморандумов о взаимопонимании в областях торговли и экономики, энергетики, транспорта и транспортной инфраструктуры. Соглашения касаются российского Дальнего Востока и Арктики, сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики, сотрудничества в космической сфере, военно-технического сотрудничества, сотрудничества в области науки и техники, сотрудничества в сфере туризма, культуры и контактов между людьми, борьбы с терроризмом, проблем трудовой миграции, академических соглашений и других региональных и международных вопросов. Широкий спектр соглашений охватил практически все сферы индийско-российских отношений, ранее фокусировавшихся на обороне и безопасности.
Историческое партнёрство
Архитектура доверия между двумя странами началась с Договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 года, который обеспечил Индии геополитическое прикрытие для освобождения Бангладеш, несмотря на военно-морское давление со стороны Соединённых Штатов. В постсоветскую эпоху отношения были закреплены Договором о дружбе и сотрудничестве 1993 года, а позже – подписанием в октябре 2000 года Декларации о стратегическом партнёрстве между президентом Путиным и премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, которая определила дорожную карту сотрудничества между двумя странами в XXI веке. В декабре 2010 года отношения были подняты на новый уровень, получив статус особого и привилегированного стратегического партнёрства, которого Индия не имеет ни с одной другой страной.
Эти тесные партнёрские отношения, основанные на доверии, подкрепляются передачей передовых технологий, в которой западные страны часто отказывали Индии. Примерами могут служить Межправительственное соглашение 1988 года по атомной электростанции Куданкулам (которое было возобновлено в 1998 году, несмотря на санкции после событий в Покхране) и знаковое соглашение от февраля 1998 года, которое учредило BrahMos Aerospace – совместное предприятие с долями 50,5 и 49,5, обеспечившее Индии возможность создания сверхзвуковых крылатых ракет.
В авиационном секторе две страны подписали соглашение на сумму 3,5 миллиарда долларов о проектировании и производстве двухместного двухдвигательного Су-30МКИ, которой должен стать основой ВВС Индии. За время пребывания премьер-министра Моди у власти с 2014 года Индия и Россия подписали многочисленные соглашения о военных технологиях, несмотря на то, что Индия диверсифицировала импорт вооружений, частично переориентировавшись с российского направления на западные страны, особенно на Израиль, Францию и США. Так, по данным SIPRI, общий объём импорта вооружений в Индию из России составлял около 76 процентов в период с 2009 года по 2013 год, снизился до 58 процентов в период с 2014 года по 2018 год, а затем сократился до 36 процентов в период с 2019 года по 2023 год.
Однако в октябре 2018 года Индия и Россия подписали соглашение на сумму 5,43 миллиарда долларов на поставку пяти современных высокоэффективных систем ПВО С-400, а в марте 2019 года – соглашение на сумму 3 миллиарда долларов на лизинг третьей атомной подлодки класса «Акула» (Chakra-III) и контракт от декабря 2021 года на производство более 600 тысяч автоматов АК-203 в Амети через компанию Indo-Russia Rifles Private Limited.
Стороны также закрепили долгосрочное сотрудничество посредством Соглашения о программе военно-технического сотрудничества (2021–2031), подписанного в декабре 2021 года, что гарантирует поддержку Россией оборонных потребностей Индии ещё на десятилетие. Кроме того, на встрече в Нью-Дели лидеры договорились активизировать двустороннюю торговлю, поставив цель достичь объёма в 100 миллиардов долларов к 2030 году, что знаменует собой плавный сдвиг от идеологического подхода советских времён к современному стратегическому прагматизму.
Индия хеджирует риски, связанные с великими державами
Внешнеполитические цели Индии чётко определяются её концепцией стратегической автономии. От традиционной для неё в XX веке пассивной политики неприсоединения она сместилась в сторону активной и агрессивной политики многостороннего присоединения (формулировка предложена членом парламента Индии Шаши Таруром). Нью-Дели эффективно хеджирует риски, связанные с неопределённостью фрагментированного глобального порядка, одновременно взаимодействуя с конкурирующими центрами силы – возглавляемым США Западом, растущим Китаем и своим традиционным партнёром Россией, – но не становясь при этом подчинённым союзником ни одной из них. Эта стратегия позволяет Индии максимально реализовывать свои национальные интересы, используя опасения конкурирующих блоков в отношении друг друга.
Этот рациональный подход также соответствует амбициям Индии в области развития, поскольку она является третьей по величине экономикой в мире по паритету покупательной способности и четвёртой – по номинальной величине (и скоро станет третьей). Индия не может поставить под угрозу свой подъём, присоединяясь к какому-либо блоку, но индийская общественность из-за исторических цивилизационных традиций хотела бы видеть страну в союзе с той или иной великой державой. При этом она в целом готова ориентироваться на западный мир (особенно на США) в материальном плане, чтобы получать выгоды. Тем не менее в Индии также глубоко укоренилось подсознательное доверие к российскому государству благодаря его поддержке в критические моменты истории, особенно во время освободительного движения в Бангладеш в 1971 году.
Стремление Индии к Западу обусловлено экономической необходимостью и потребностью противостоять Китаю. Поэтому отношения между США и западноевропейскими странами носят деловой, но глубоко стратегический характер, ориентированный на высокотехнологичные разработки и морскую безопасность. Через группу Quad (в состав которой входят США, Япония и Австралия) Индия обеспечивает свои интересы в Индо-Тихоокеанском регионе, тем самым сдерживая экспансию китайского военно-морского флота. Аналогичным образом совместная с США Инициатива по критически важным и перспективным технологиям, и текущие переговоры по соглашению о свободной торговле с ЕС призваны модернизировать оборонно-промышленную базу Индии и интегрировать её в глобальные цепочки поставок. Для Индии Запад выступает партнёром в плане капиталовложений, открытых рынков и технологий, которые необходимы для её роста как великой державы.
В отношениях с Китаем Индия из-за значительного разрыва в силах между двумя странами выбрала управляемую конкуренцию, а не враждебность. Индия и Китай участвуют в региональных и многосторонних форумах – БРИКС и ШОС, что позволяет обеим странам решать свои долгосрочные проблемы или по крайней мере смягчать их в краткосрочной перспективе.
Россия при этом остаётся надёжным партнёром на протяжении всей новейшей истории. Отношения между Индией и Россией нельзя назвать чисто меркантильными – они основаны на глубоко укоренившемся доверии не только между правительствами, но и на уровне стратегических сообществ и широкой общественности. Саммит в Нью-Дели показал, что Индия не отказывается от Москвы, несмотря на давление Запада, поскольку Россия предоставляет Индии долгосрочную стратегическую автономию, к которой она стремится, а также предлагает Индии опору на своё право вето в Совете Безопасности ООН, технологии атомных подводных лодок и технологические ноу-хау в области сверхзвуковых ракет (BrahMos), которыми Запад до сих пор не решается поделиться. Хотя Индия диверсифицировала импорт вооружений, её военно-технологическая система по-прежнему в значительной степени зависит от российских технологий.
Заключение
Визиты президента Путина в Нью-Дели демонстрируют, что индийско-российские отношения являются устойчивыми и долгосрочными, несмотря на давление со стороны США по вопросам нефти и другим. Хотя Индия укрепляет связи с Соединёнными Штатами и Европейским союзом, связи с Россией также остаются прочными. Сейчас они расширяются, переходя от сотрудничества в области обороны, безопасности и космоса к развитию контактов между людьми, двусторонней торговле, академическим и энергетическим отношениям.
Внешнеполитические цели Индии ясны: она стремится диверсифицировать отношения с великими державами, придерживаясь собственной многосторонней стратегии и стратегической автономии. Решение премьер-министра Нарендры Моди полагаться на Россию в вопросах атомных подводных лодок и сотрудничества в области гражданской ядерной энергетики свидетельствует о том, что Индия не ослабляет связи с Москвой в критически важных областях высокотехнологичного сотрудничества, несмотря на критику Запада.
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 17.12.2025

