Договорная фаза: ЕС будет координировать с США снятие санкций с России

Семен Бойков, Кирилл Фенин


Снятие санкций с России потребует консенсуса внутри ЕС при координации с США, заявили «Известиям» в Европарламенте. Сроки и механизм вероятной отмены ограничений еще не определены, однако такой пункт содержится и в американском, и в европейском вариантах мирного плана по Украине. При этом Евросоюз сохранит правовой механизм, позволяющий вводить ограничения, а сам процесс снятия могут саботировать отдельные страны — члены ЕС, выступающие против нормализации отношений с Москвой, отмечают эксперты. О реалистичности смягчения западных рестрикций против РФ — в материале «Известий».

Вопрос снятия санкций

Украинское урегулирование остается центральным вопросом безопасности в Европе. Но прогресс по выработке единого подхода заметно забуксовал после вмешательства европейских стран, желающих «доработать» проект мирного плана Дональда Трампа. Одним из спорных вопросов стала тема снятия антироссийских санкций. В Евросоюзе констатируют: смягчение ограничений невозможно без согласия всех государств — членов ЕС. При этом нельзя забывать о европейских союзниках, главным образом США.

— Решения о санкциях ЕС традиционно требуют единогласного принятия государствами-членами. В то же время ЕС продолжает действовать в тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами и другими международными партнерами для поддержания единого и согласованного подхода, — заявил «Известиям» депутат Европарламента от крупнейшей и ведущей Европейской народной партии Томаш Здеховски.

При этом, по его словам, на данном этапе нет четких временных рамок для ослабления рестрикций.

— Любое обсуждение возможных корректировок санкций может состояться только после того, как Россия полностью прекратит свою агрессию, выведет войска и обязуется выплатить компенсацию Украине. До тех пор санкции остаются важным инструментом давления, — добавил депутат.

Такой подход полностью противоречит российской позиции — Москва в 2022 году начала СВО для защиты жителей Донбасса, которые с 2014-го подвергались атакам со стороны ВСУ. Затем ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области после референдумов вошли в состав РФ. Западные страны не признали результаты голосования.

Впервые о существовании мирного плана США стало известно 19 ноября из утечек западных СМИ. Документ насчитывает 28 пунктов и условно разделен на четыре раздела: мир на Украине, гарантии безопасности, безопасность в Европе, будущие отношения России с США и международным сообществом. В нем говорится о «постепенном» снятии санкций с России.

Владимир Путин ранее признал, что РФ получила от США проект плана из 28 пунктов. В Кремле заявили, что предложения в том варианте, с которым Россия ознакомилась, могут быть положены в основу окончательного мирного урегулирования.

Однако в ЕС план США восприняли в штыки, назвав его капитуляцией. Вскоре в СМИ был опубликован европейский план, в котором указывается, что смягчение санкций будет обсуждаться и согласовываться «поэтапно и в каждом конкретном случае». Замороженные активы должны пойти на финансовую компенсацию Киеву, а доступ к ним Россия сможет получить лишь после «возмещения ущерба».

Россия уже назвала подход европейцев неконструктивным. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, у Европы были шансы участвовать в украинском урегулировании, но она их провалила. При этом Москва ожидает от США согласованную с Европой и Украиной итоговую версию плана Трампа.

Формально Евросоюз может снимать либо смягчать санкции, однако на практике это, как правило, касается конкретных физических лиц. Например, в сентябре ЕС исключил из черного списка бизнесмена Павла Езубова и экс-министра топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР Константина Завизенова. В марте сообщалось, что ЕС по просьбе Венгрии снял санкции против четырех россиян, в том числе министра спорта Михаила Дегтярева.

Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев подчеркивает, что Евросоюз не пойдет на отмену правовых механизмов, регулирующих введение санкций против России. То есть Брюссель в любой момент сможет возобновить рестрикции против РФ — даже те, которые отменят.

— То есть регламенты Совета ЕС № 833/2014 и № 269/2014 останутся. Мы это видим, в частности, на примере Белоруссии, в отношении которой ЕС применяет санкции с 2004 года. Периодически они их смягчают, но правовые механизмы этих санкций не отменяют, — заявил «Известиям» аналитик.

Кроме того, есть печальный опыт Ирана, в отношении которого США и страны Европы возобновили санкции, используя механизм восстановления рестрикций Совбеза ООН (snapback), заложенный в соглашении по ядерной программе 2015 года. При этом Россия не считает процедуру возврата санкций ООН против Ирана действительной.

Затягивание процесса снятия санкций

С 2022 года Евросоюз ввел 19 пакетов санкций, при этом известно, что уже началась подготовка нового набора ограничений. Кроме того, сохраняются санкции, введенные с 2014 года. Обещание ЕС «поэтапно» снимать ограничения пока выглядит слишком размыто, считает эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов.

— Санкций так много, десятки тысяч, и поэтому всегда можно найти какие-то санкции, которые легко снимаются решением исполнительной власти Соединенных Штатов или в Европейском союзе. Есть санкции, которые требуют согласования с законодательными органами, а есть те, которые требуют двусторонних консультаций и договоренностей, — сказал он «Известиям». — Поэтому весь вопрос в том, что понимать под снятием санкций. Какие именно санкции снимаются, в какой последовательности, насколько это решение может стать универсальным.

Аналитик также отмечает, что любая страна ЕС будет иметь возможность блокировать голосование по снятию санкций. Скорее всего, ими могут быть наиболее антироссийски настроенные государства, в частности прибалтийские республики.

— В каких-то случаях, например, та же Эстония или кто-то еще может частично этот процесс блокировать. Хотя, конечно, и на Эстонию найдется управа, если такое решение будет принято ведущими странами Европы. Но пока что они скорее с ней солидаризируются, — добавил Андрей Кортунов.

Россия не раз подчеркивала, что санкции не возымели должного эффекта, поскольку не смогли сокрушить российскую экономику. «Россия нужна миру. И никакие решения ни вашингтонских, ни брюссельских начальников не способны изменить это», — заявил ранее Владимир Путин.

— Мы исходим из того, что санкционное давление носит долгосрочный характер и выстраиваем свою экономику соответствующим образом с тем расчетом, что санкции будут долгое время существовать. Поэтому попытки со стороны ЕС или отдельных стран манипулировать этой темой, использовать ее как «морковку», российской стороной, думаю, серьезно вряд ли воспринимаются, — уточнил Иван Тимофеев.

За последние годы Москве удалось диверсифицировать экономические связи, во многом переориентировав основную торговлю на быстро растущие страны Азии. По итогам 2024 года в пятерку основных торговых партнеров вошли Китай, Индия, Турция, Белоруссия и Казахстан.

Известия. 26.11.2025

Читайте также:

Добавить комментарий