За столом уговоров: Словакия готова созвать Совет ЕС из-за российского газа
Кирилл Фенин
Евросоюз пытается ускорить процедуру отказа от российской нефти и газа к 2028 году. Словакия в ответ готовится инициировать внеплановое заседание Совета ЕС, заявил «Известиям» вице-спикер парламента страны Тибор Гашпар. Братислава также намерена воспользоваться правом вето в отношении новых санкций против РФ, если расходы из-за их принятия будут слишком велики. Эксперты считают, что без привлечения других стран шансов остановить принятие решения у Словакии и Венгрии крайне мало. О том, как в Европе сопротивляются отказу от российских энергоносителей, — в материале «Известий».
ЕС форсирует отказ от российских энергоносителей
Словакия планирует запросить внеочередное заседание Совета ЕС из-за решения отказаться от российских энергоносителей к 2028 году, заявил «Известиям» вице-спикер словацкого национального совета Тибор Гашпар.
— Словакия может публично заявить, что действия Еврокомиссии нарушают принцип единогласия при принятии решений о санкциях в области внешней политики и безопасности. Премьер-министр Роберт Фицо или министр иностранных дел Юрай Бланар могут подчеркнуть, что «Словакия не будет принимать диктат Брюсселя» и что это является превышением полномочий ЕК. Правительство может инициировать внеочередное заседание Совета ЕС, на котором потребует пересмотра решения Еврокомиссии и восстановления консенсуса между государствами-членами, — сообщил Гашпар «Известиям».
По данным Reuters, 8 октября послы стран ЕС согласовали отказ от российской нефти и газа, несмотря на возражения Венгрии и Словакии. Теперь данное решение должны утвердить главы МИДов государств объединения, их заседание назначено на 20 октября. Однако еще остаются технические вопросы. Например, о том, должна ли таможенная служба ЕС проверять происхождение СПГ по прибытии в порт.
В Брюсселе подчеркивают, что Еврокомиссии «удалось преодолеть первое политическое препятствие на пути к принятию закона». В мае ЕК опубликовала дорожную карту по отказу от российских энергоносителей, к концу 2027-го поставки нефти и газа из РФ в страны ЕС должны остановиться.
Словацкий премьер Роберт Фицо на встрече с Владимиром Путиным в Пекине 2 сентября сообщил, что будет препятствовать реализации этого плана. Он выразил уверенность, что к 1 января 2028 года «многое может измениться» и эта мера не будет действовать, потому что «нанесет большой вред» европейским странам. Такой же позиции придерживается и глава венгерского правительства Виктор Орбан.
У Венгрии и Словакии заключены долгосрочные контракты с «Газпромом»: до 2034-го в случае Братиславы и 2036-го для Венгрии. Аналогично ситуация обстоит и с нефтью. В 2024 году Россия поставила в Венгрию по южной ветке нефтепровода «Дружба» 4,78 млн т. Российская нефть составляет 70% венгерского импорта. Поставки сырой нефти из России в Словакию в среднем составляли около 450 тыс. т в месяц в период с 2008 по 2024 год.
Дешевые нефть и газ важны для промышленности обеих стран. Около 15% ВВП Словакии и половину экспорта страны генерирует автомобильная отрасль. Автомобили производит и Венгрия: 17% от общего объема венгерского экспорта приходится на продукцию Audi, Opel и Suzuki. Будапешт также активно занимается экспортом сельскохозяйственной продукции.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сказал «Известиям», что отказ ЕС от российских энергоносителей к 2028 году еще не предопределен. Он подчеркнул, что Братислава и Будапешт заинтересованы в сохранении российских поставок и продолжат сопротивляться инициативе ЕК.
— Любая альтернатива, конечно, будет менее выгодна для Венгрии и Словакии. На них оказывается колоссальное давление, — отметил эксперт.
При этом Еврокомиссия пытается согласовать запрет на импорт энергоносителей из РФ не в виде санкций, где требуется единогласие всех стран ЕС, а с помощью менее сложной процедуры. В этом случае нужно квалифицированное большинство: согласие 55% стран ЕС, в которых живет не менее 65% населения объединения, а также большинство в Европарламенте.
Способы обходить блокирующее вето — это уже целая отдельная стратегия в процессе принятия решений в ЕС, сказала в беседе с «Известиями» кандидат политических наук, главный аналитик АНО «Колаборатория» Дарья Моисеева. Судя по данным прессы, решение пока согласовал комитет постоянных представителей (КОРЕПЕР), куда входят находящиеся в Брюсселе главы постоянных делегаций (послы).
— Далее предварительно согласованное в КОРЕПЕР решение направляется министрам стран ЕС (членам Совета ЕС) для дальнейшего изучения. Именно тут начинается основная и самая сложная работа, поскольку заседание КОРЕПЕР — это номинальный и во многом технический этап рассмотрения будущего законопроекта, — подчеркнула эксперт.
Поскольку в рамках такой процедуры для принятия решения не требуется единогласие, то Словакия и Венгрия не смогут самостоятельно его заблокировать. Как отметила Моисеева, Братиславе и Будапешту остается только попытаться сформировать коалицию. В этом плане пространство для поиска партнеров небольшое, но оно есть. Так, по данным Politico, власти Франции и Бельгии ранее отказались поддержать запрет импорта СПГ из России по существующим договорам к концу 2027 года. Опасения по этому поводу выражала и Австрия.
Пока Братислава и Будапешт ищут способы заместить поставки из России. Венгрия уже подписала десятилетний контракт с компанией Shell на поставку газа, а Словакия рассматривает в качестве альтернативы Азербайджан.
Как продвигается принятие 19-го пакета санкций
Параллельно продолжается обсуждение 19-го пакета европейских санкций против России. Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен ранее обещала принять новые ограничения к началу сентября, но его согласование затягивается. Частично причина в том, что предлагается слишком много рестрикций. Сама фон дер Ляйен отметила, что Евросоюз при подготовке 19-го пакета санкций против России меняет подход, переходя «от поэтапного усиления давления к жестким мерам».
Сейчас Брюссель надеется согласовать 19-й пакет на саммите 23–24 октября. Словакия воспользуется правом вето, если применение санкций против РФ вынудит Братиславу нести несоразмерную долю расходов, сказал «Известиям» Тибор Гашпар.
— Мы хотим сохранить свой голос — суверенитет. Мы не хотим быть вассалами Европейской комиссии. Мы не хотим, чтобы нас большинством втягивали в войну с Российской Федерацией. Мы стремимся защищать наши национальные интересы — если применение санкций нарушает принципы равноправия и вынуждает Словакию нести несоразмерную долю расходов, мы будем это отвергать или воспользуемся правом вето, — подчеркнул вице-спикер словацкого парламента.
Он отметил недопустимость ситуации, когда предложения по санкциям продвигались без достаточных исключений или компенсаций для государств-членов, которые энергетически зависимы, таких как Словакия.
— Экономические последствия санкций, особенно в энергетической сфере, оказались серьезными для регионов и промышленности. Игнорирование этих рисков или попытки их обойти — это не та политика, которую мы поддержим, — резюмировал Гашпар.
Ранее именно Братислава в июне–июле блокировала принятие 18-го пакета рестрикций. Словакия использовала этот рычаг для давления на Еврокомиссию, чтобы сохранить поставки российского газа. Братислава поддержала введение ограничений, приняв гарантии Брюсселя. Пока не уточняется, какие именно условия имеются в виду, но известно, что Роберт Фицо добивается обещания компенсировать высокие цены на газ из еврофондов.
Главная цель Словакии и Венгрии — добиться уступок по отдельным вопросам, используя свое право вето. Например, несколько стран, включая Словакию и Венгрию, в 2022-м добились права получать российскую нефть по нефтепроводу «Дружба», а Будапешт защитил от рестрикций проект строительства АЭС «Пакш-2». Однако вопрос в том, сколько еще эта стратегия продолжит работать. Судя по тому, как Брюссель настойчиво ищет способы избавиться от надоевшего ему вето малых стран, пространства для маневра остается всё меньше.
Известия. 14.10.2025