Мечта против улицы: власти Грузии наращивают давление на оппозицию
Игорь Кармазин
Грузинские власти решили покончить с уличными протестами, которые на протяжении года ежедневно проходят в центре Тбилиси. На днях принят закон, согласно которому за перекрытие улиц вместо штрафа грозит арест сроком на 15 суток, а повторное нарушение повлечет за собой уголовное дело. «Известия» разбирались в ситуации.
Протест на тротуаре
Нынешней осенью в Грузии обострилось противостояние власти и оппозиции. Главным эпизодом стали местные выборы, которые прошли 4 октября. Правящая партия «Грузинская мечта» тогда победила во всех муниципалитетах, получила уверенное большинство во всех городских и районных собраниях, ее представители стали мэрами крупных городов.
Оппозиция задолго до того дня призывала к «мирному свержению власти», в итоге вечером 4 октября в Тбилиси собрался большой митинг. Участники сначала перекрыли центральный проспект Руставели, а потом попытались атаковать президентский дворец. Всё закончилось столкновениями с силовиками, которые применили водометы и слезоточивый газ.
Никакого «мирного свержения» в итоге не произошло, а вся ситуация дала властям повод пойти в наступление на оппонентов. В середине октября грузинский парламент в ускоренном режиме ужесточил ряд законов, касающихся проведения протестных акций. В частности, участникам митингов запретили появляться на улице в масках и перекрывать улицы.
Эти нарушения теперь наказываются административным арестом сроком на 15 суток, хотя раньше предусматривали только штраф. Организаторам таких акций грозит 20 суток. Если участник выступлений не подчиняется требованиям сотрудников МВД, то он останется в изоляторе на 60 суток. Повторное нарушение в обоих случаях предполагает уголовное дело и лишение свободы сроком до года.
Полицейские сразу приступили к исполнению новых норм. 21 октября в МВД отчитались, что за три дня выявили 53 факта нарушения закона участниками митингов. Отмечалось, что некоторые из активистов задержаны, в отношении других в ближайшее время начнется административное судопроизводство. После этого сообщалось о задержании еще порядка 30 человек.
В итоге 22 октября впервые с ноября прошлого года протестующие не смогли перекрыть движение на проспекте Руставели. Премьер-министр Ираклий Кобахидзе в связи с этим не скрывал оптимизма. «Радикализм должен быть полностью разрушен. Недопустимо, чтобы 50 радикалов насиловали 1,7 млн человек, живущих в Тбилиси», — отметил он.
От рассвета до запрета
Параллельный сюжет — расследование дела о беспорядках 4 октября. Полиция по следам тех событий задержала более 60 человек, среди которых пять организаторов акции. Еще несколько фигурантов установлены, но они находятся за рубежом. Это в том числе бывший сотрудник МВД Ираклий Шаишмелашвили, который живет в США, но постоянно призывает выходить на митинги и дает советы, как правильно вести себя в столкновениях с силовиками.
В правящей партии при этом крайне возмущены тем, что европейские структуры не только не осудили оппозицию из-за произошедших беспорядков, но и не перестают высказываться о превышении полномочий полицейскими. «Брюссель должен вернуться к фундаментальным европейским ценностям и отказаться от поддержки насилия как инструмента для достижения политических целей», — говорит спикер парламента Шалва Папуашвили.
Еще одна важная история — власти готовятся запретить несколько партий, среди них крупнейшее оппозиционное объединение «Единое нацдвижение» (ЕНД), которое основал бывший президент Михаил Саакашвили. Поводом называют заключение специальной следственной комиссии, которая расследовала преступления, совершенные правившей в 2003–2012 годах командой, речь идет в том числе и о войне 2008 года.
Премьер-министр Ираклий Кобахидзе говорит, что до конца октября в Конституционный суд будет подан соответствующий иск. «Единственным оппонентом правящей команды является криминальная политическая сила в лице «коллективного нацдвижения». В таких условиях полноценная демократическая система, конечно же, невозможна. Поэтому нам необходимо оздоровление политических процессов», — объясняет он.
16 октября грузинский парламент уже сделал важный шаг в этом направлении. Законодатели одобрили поправки, согласно которым в случае запрета какой-либо партии ее члены лишаются права избираться в парламент или органы самоуправления. «У таких лиц также будет ограничено право занимать руководящие должности в госучреждениях, они не смогут вступать в другие партии», — подчеркивал депутат Арчил Гордуладзе.
Интересно при этом, что перспективы иска до последнего момента выглядели туманно. Дело в том, что для рассмотрения запрета политических партий необходимо участие всех судей Конституционного суда, но сейчас одного не хватает. Избрать нового не получалось, потому что в парламенте было только 89 депутатов от правящей партии. 20 октября, однако, стало известно, что от бойкота отказывается партия «Гахария для Грузии», с учетом их 12 мандатов новый судья всё же может быть назначен.
В оппозиции на этом фоне говорят, что в дальнейшем могут последовать и другие ограничения. «Возможно, нам запретят выезд из страны и появление на телевидении. Если мы будем участвовать в передачах, то на эти телеканалы наложат большие штрафы. Возможно, введут различные виды санкций и в конечном счете начнут задерживать людей, которые не подчинятся этим нормам», — рассуждает председатель ЕНД Тина Бокучава.
Что говорят эксперты
Грузинский политолог Заал Анджапаридзе считает, что запрет политических партий больно ударит по противникам правящей команды.
— Сейчас речь идет о том, что вне закона окажется порядка десяти объединений. Среди них ЕНД, а также те силы, которые в разное время с ним были аффилированы. Не думаю, что что-то помешает запрету. Вопрос в том, что в стране будет происходить дальше. Все-таки на прошлых парламентских выборах эти партии в сумме получили порядка 800 тыс. голосов. Понятно, что сторонники воспримут решение негативно, хотя выходить на улицы и протестовать готово меньшинство. Власти, видимо, считают, что справятся с ситуацией, — рассуждает он.
Основатель научно-исследовательского института SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе говорит, что у грузинских властей на руках все аргументы для запрета оппозиционных сил.
— Мы видели попытку госпереворота 4 октября. ЕНД открыто поддержала те события, во главе акции тогда встал бывший генпрокурор страны времен Саакашвили Муртаз Зоделава. Вполне логично, что теперь эти силы должны понести наказание. Не думаю, что оппозиция как-то помешает этому решению, она полностью разгромлена и находится в плачевном состоянии. Я бы посоветовал другим партиям, которым сейчас не грозит запрет, отмежеваться от ЕНД, потому что для них это единственный шанс выжить, — подчеркивает он.
Известия. 24.10.2025

