Логистика для Большой Евразии

Сергей Караганов, доктор исторических наук, заслуженный профессор, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике


Начинает вступать в завершающую стадию острый период военного конфликта с Западом на полях Украины. Решив не пускать в ход самое страшное оружие, стремясь сберечь как можно больше жизней наших доблестных воинов, мирного населения, Россия, видимо, пока не добьется такой победы, которой она добилась в войне с армией Наполеона. Та война обеспечила Европе четыре десятилетия мира.

Не будет, видимо, пока и разгрома, сходного с разгромом гитлеровской армии, в составе которой воевало большинство европейцев и на которую работали подавляющее большинство стран субконтинента. Та победа над Европой вкупе с появлением ядерного оружия обеспечила относительный мир на семь десятилетий.

Конфронтация волнообразно продолжится, пока не произойдёт смены поколения глобалистско-компрадорских европейских элит, проваливающихся по всем направлениям - моральным, экономическим, политическим, доведшим субконтинент, который когда-то был сосредоточением экономической, политической и культурной мощи, до нынешнего состояния и нуждающихся в войне, нагнетании образа внешнего врага для оправдания своего сохранения у власти.

Устойчивого мира с такими элитами, которые сидят у власти во многих европейских странах, в США и на Украине, добиться в ближайшем будущем, видимо, не удастся. Хотя к такому исходу необходимо вести с помощью жесточайшего стратегического сдерживания, частичного огораживания от фашизма и нечеловеческих ценностей, которые распространяются в западной части Европейского субконтинента.

Без победы, подобной 1815 и 1945 годам, мир продолжит скольжение к третьей мировой. Одержать такую победу - наш долг не только перед страной, но и перед человечеством.

Некоторые страны центра и юга рано или поздно будут тяготеть к Большой Евразии. От элементов сотрудничества, частичного возрождения человеческих связей в сфере традиционной культуры, экономики отказываться, разумеется, не стоит.

Но основной вектор развития на ближайшее десятилетие достаточно очевиден. Трехсотлетнее европейское путешествие России завершилось, лучше бы на век или раньше. Тогда удалось бы хотя бы частично избежать тяжких трагедий для страны и народа XX века. Практически все угрозы в этом веке шли из Европы. Пора заняться "возвращением к себе", домой, к истокам нашей истории как великой державы. А они в Сибири. Если не фантастический подвиг наших казаков, меньше чем за век дошедших от Пермского края до Камчатки и присоединивших Сибирь к Древней Руси, она вряд ли выжила бы на незащищенной Среднерусской равнине, атакуемой с запада и юга.

"Возвращение к себе", домой, потребует и вытекающего сброса "евроига", и признание главными внешними источниками нашей культуры, политической организации цивилизации, расположенные на Юге и Востоке. Мы взяли свою душу - религии - православие, ислам, буддизм, иудаизм с юга. А политическую организацию, вертикаль власти, готовность следовать за лидером и беззаветно служить государству, общему делу взяли с Востока, более чем за два века взаимодействия с империей Чингисхана - она грабила, но не посягала на душу народа, его веру. Без этой вертикали, унаследованной с Востока и частично от Византии, без духа безбрежности наши предки не создали бы самое большое государство мира.

"Возвращение к себе "требует стратегии сдвига духовного, экономического, научно-технического и политического развития страны к Уралу и Сибири - в обозримом будущем главным источником развития и роста мощи страны и благосостояния народа.

Строя новый каркас логистических путей "Север - Юг", мы должны уже на стадии проектирования создавать его совместно с соседями по Азии, используя их возможности и опыт

Мы с растущим сообществом ученых, общественных деятелей, бизнесменов, в первую очередь из Сибири, уже полтора года занимаемся разработкой проекта "Восточный поворот 2.0, или Сибиризация России". Параллельно разрабатываем и проект "Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке", призванного стать идеологическим обоснованием дальнейшего развития нашей страны-цивилизации. Сибиризация - часть этой идейной программы. Первые результаты нашей работы мы уже начали представлять обществу и государству.

Но важно, побеждая и завершая острый этап конфронтации в Европе, не застрять на западном направлении. Европа угасает, долгие годы заражена гораздо более острой, чем когда бы это ни было, русофобией. Будущее - на Юге и Востоке.

Теперь об одном из важнейших направлений новой стратегии России - о развитии транспортного каркаса, прежде всего по меридианному направлению. Я оказался волею судьбы одним из организаторов научной части проекта создания концепции логистических транспортных коридоров "Север - Юг" для России и их соединения с Большой Евразией.

Начиная работу, нужно признать очевидное: уходит в прошлое миф о преимуществе морских держав и морских путей, особенно старых. Они будут становиться все более уязвимыми.

По коридорам "Север - Юг" в европейской части страны есть немало идей. Это, конечно, активно обсуждаемые и частично используемые коридоры вокруг Каспия и по нему через Иран к Персидскому заливу, хотя там возникает очень много проблем. Есть идея о коридоре через Афганистан, есть идея и о втором Босфоре с российским участием. Возможны и транспортные коридоры через Грузию, Армению, Турцию. Но сейчас, как мне кажется, сверхочевидна потребность создания и развития каркаса логистических путей "Север - Юг", которые соединили бы Россию через Сибирь с рынками поднимающейся Азии, с рынками будущего.

Самый важный принцип будущей стратегии должен состоять в том, чтобы внешние связи, хотя они важны, были не целью, а дополнением к внутренней связанности, служили бы внутреннему преобразованию России. Внешние связи в ближайшие десятилетия будут становиться менее надёжными.

Уходит в прошлое миф о преимуществе морских держав и морских путей, особенно старых. Они будут становиться все более уязвимыми

Естественно, разработка концепции коридоров "Север - Юг", дополняющая уже существующие коридоры "Восток - Запад", должна вырабатываться и развиваться в тесном взаимодействии со специалистами из соседних нам по Азии стран. Китайские друзья запустили "Один пояс, один путь" - великолепную инициативу. Эти логистические маршруты доступны всем, но они должны быть дополнены вертикальной сеткой путей для создания независимого логистического каркаса Большой Евразии.

Они призваны содействовать не только безопасному и успешному развитию стран Большой Евразии, но и углублению культурного и человеческого взаимодействия, которое во многом было прервано пятисотлетним доминированием морских держав Запада, которые специально рушили внутриконтинентальные пути.

Предлагаю для обсуждения принципы развития логистического каркаса "Север - Юг" в первую очередь для России, но не только.

Первый. Экономические расчеты нужны, и они должны быть, но важнейшим критерием при создании концепции такого каркаса должны быть факторы безопасности и долгосрочного развития. Частный бизнес может и должен привлекаться для работы над конкретными проектами, но большая логистика - прерогатива и обязанность государств. Экономизм в целом изживает себя, хотя экономисты и нужны для того, чтобы помогать стратегам и охлаждать их пыл.

Когда еще не граф, а просто министр С.Ю. Витте обуславливал с союзниками необходимость строительства Транссиба, то сопротивление было огромным как со стороны финансистов, так и со стороны купечества, которое не хотело конкурентов гужевому транспорту. Если бы Витте не победил, Россия бы не сохранилась.

Знаю по общению с коллегами, какое сопротивление встречал проект строительства моста через Лену в Якутии. Главный аргумент против него - пока малый поток транспорта. Если бы Витте внял таким аргументам, мы бы никогда не построили Транссиб. Он сумел организовать мощнейшую пиар-кампанию, привлечь к ней величайшего русского гения, блистательного сибиряка, не только гениального ученого, но и сановника, и промышленника Д.И. Менделеева. Без Витте Россия бы не выиграла в самой тяжелой войне в истории человечества - Второй мировой, или Великой Отечественной войне.

Второй принцип. Нужно переносить центр инфраструктурного развития с европейской части в Сибирь. Хотя в Предуралье инфраструктура эффективнее с узко экономической точки зрения. Если посмотреть на горизонт или за него, а именно такой взгляд нужен сейчас при планировании логистической стратегии, центр транспортного строительства, как и центр духовного, экономического, культурного развития страны, нужно переносить именно за Урал. Там же предстоит основать третью, четвертую или пятую столицы, перенеся туда некоторые корпорации и министерства. Рад, что призывы, в том числе мои, о переносе части корпораций в те регионы, где они в первую очередь работают, услышаны и В.В. Путиным. Он подписал распоряжение о переносе офисов почти полутораста корпораций в места, где они ведут свою основную производственную деятельность.

Третий принцип. Россия не морская, а речная держава. Она когда-то стремилась вырваться из континентального проклятия. При Петре и после мы сделали ставку на прорыв к морю. Это было правильно. Но и тогда, и до сих пор мы не используем свое гигантское конкурентное преимущество для транспорта, для возрождения страны, особенно в Сибири, мощные реки и качественную пресную воду, которая в изобилии течёт в Северный Ледовитый океан. Разумеется, не через идиотские планы поворота сибирских рек.

Безусловно, нужно оживлять наш речной транспорт, подключать его к другим логистическим коридорам. В последние годы, путешествуя по Енисею, Лене, опрашивая коллег, которые путешествовали по Оби, Иртышу, изучая литературу, выяснил, что реки в Сибири до обидного недоиспользованы. Они утратили, за исключением Лены, потенциал малого ледокольного флота, который способен удлинить на месяц-полтора сплав до установления зимников. Я знаю, что уже сейчас разрабатывается программа 73-го меридиана, в частности, оживления транспортного коридора через Иртыш, Обь к Северному Ледовитому океану. И через Иртыш к Казахстану и даже сопредельному Китаю.

Четвертый принцип. Новая транспортная логистическая стратегия должна быть нацелена в том числе на развитие и сохранение малых городов, на развитие нового тура освоения Сибири, сибиризацию всей страны.

Пятый принцип. Транспортные коридоры должны способствовать возрождению цивилизационного единства Евразии в ее многообразии.

Шестой принцип. Новая логистическая матрица должна не только дополнять Транссиб и БАМ, но и быть подобием программы Франклина Рузвельта, которая называлась New Deal ("Новый курс"). Он после кризиса 1929 года запустил массовое транспортное строительство не только, чтобы усилить транспортный каркас США, но и обеспечить работой гигантскую массу безработных, снять социальную напряженность.

У нас нет такого кризиса, но бойцы, которые будут возвращаться с войны с Западом на Украине, должны не только пополнить управленческий класс, но и получить перспективную высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу, строя новую инфраструктуру Сибири. Многие из них останутся там, станут сибиряками, как это было при строительстве Транссиба и БАМа.

Седьмой принцип. Здесь должна будет формироваться новая российская элита, не зараженная, как многие в Москве и других центральных городах, западничеством, еврофилией, становящейся всё более контрпродуктивной и убогой с интеллектуальной точки зрения и неприличной - с моральной. Новая элита, вся страна должна чувствовать себя строителями большого проекта новой сибирской России, Большой Евразии. России нужны великие проекты, без них мы трудно развиваемся. Строительство транспортной сети сибирской России и Большой Евразии должно стать таким проектом.

Восьмой принцип. Строя новый каркас логистических путей "Север - Юг", мы должны уже на стадии проектирования создавать его совместно с соседями по Азии, используя их возможности и опыт. Китайский "Один пояс, один путь" часто трактуется у нас как конкурент Транссибу, но почему бы не посмотреть на него с другой, гораздо более адекватной стороны? Необходимо думать о том, как соединить коридоры "Север - Юг" с китайским "Поясом и путем". Тогда у нас появятся новые возможности выхода на Иран, Пакистан, к тёплым морям, Индии, Африке.

Девятый принцип. Нам нужно не только создавать новые логистические транспортные пути по линии "Север - Юг", но и с их помощью перестраивать свое мышление. Строя новые логистические пути и магистрали, мы будем переходить от устаревшего и вредного западноцентризма к суверенному самостоятельному мышлению. Когда-то великие сибирские стройки формировали новую российскую и советскую элиту. Этой цели должны служить новые проекты, не только абсолютно необходимые для развития страны, но и духоподъемные, какими были строительства Транссиба, Северного морского пути, БАМа, Комсомольска-на-Амуре, Братска и далее по списку.

Российская газета. 08.09.2025

Читайте также:

Добавить комментарий