Коридор с видом: чего ждать от переговоров на границе Армении и Турции

Игорь Кармазин


На границе Армении и Турции пройдет первая встреча правительственных делегаций двух стран. В повестке установление дипотношений и открытие границы. В Ереване надеются, что взаимодействие с Анкарой сдвинется с мертвой точки, что позволит выйти из региональной изоляции. Подробности — в материале «Известий».

С оглядкой на Пакистан

На границе Армении и Турции в ближайшие дни пройдет встреча правительственных делегаций двух стран. Известно, что миссии возглавят спецпредставители по налаживанию отношений Рубен Рубинян и Сердар Кылыч. Ожидается, что турецкие переговорщики посетят Армению сухопутным путем, пройдя через контрольно-пропускной пункт Алиджан-Маргара. Точная дата встречи при этом не называется, место переговоров также не указывается.

Турецкие источники сообщают, что в повестке будут вопросы нормализации отношений и реализация ранее принятых решений. В свою очередь, армянский спецпредставитель Рубен Рубинян говорит, что основное внимание будет уделено установлению дипотношений и открытию границы. По его словам, обсуждаться будут и технические детали, в том числе восстановление движения на железнодорожной линии Карс – Гюмри и восстановление моста Ани.

Рубинян также подчеркнул, что настроен оптимистично. По его словам, после согласования мирного договора между Армений и Азербайджаном с мертвой точки должно сдвинуться и взаимодействие с Турцией. «Я не вижу причин для задержек. С армянской стороны нет никаких проблем, мы готовы к открытию границ и установлению дипломатических отношений уже завтра», — отметил он.

Дополнительный оптимизм связан с тем, что в конце августа Армения установила дипотношения еще с одним близким союзником Азербайджана — Пакистаном. Соответствующие документы главы МИД подписали 31 августа на саммите ШОС в Китае, в ближайшее время Ереван и Исламабад должны обменяться послами. Этот сюжет, впрочем, омрачило то, что на том же саммите Пакистан заблокировал вступление Армении в ШОС.

Без Карабаха и геноцида

Турция признала независимость Армении в 1991 году, но страны до сих пор не установили дипломатические отношения. Анкара блокирует сухопутную границу, грузы между странами перемещаются транзитом через территорию Грузии.

Среди причин конфликта — поддержка Турцией Азербайджана в его противостоянии с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Кроме того, Ереван долгие годы добивался международного признания геноцида армян в Османской империи, что крайне раздражало Анкару. Считается, что усилия армянских властей и диаспоры в европейских странах помешали Турции вступить в Евросоюз.

Один раз в современной истории соседние страны были близки к разрешению споров. Это произошло в 2008–2009 годах, когда президенты двух стран обменялись визитами и договорились открыть границы. Процесс не удалось довести до результата из-за позиции политических элит двух стран, которые считали договоренности уступкой соседу. На Турцию повлияла и позиция Азербайджана, который требовал сохранить давление на Армению.

Новый этап начался после второй карабахской войны, произошедшей в 2020 году. Тогда армянские силы потерпели тяжелое поражение, позже полностью оставили спорный регион. Анкара при этом оказала максимальную поддержку азербайджанскому союзнику — передавала оружие, отправляла советников, заступалась на международной арене. В итоге роль Турции в регионе резко выросла.

В Армении после первого шока довольно быстро смирились с изменившейся ситуацией и взяли курс на нормализацию отношений с соседним государством. Для этого правительство страны начало активно менять гуманитарную политику в стране. Так, Никол Пашинян регулярно высказывается за отказ от концепции «исторической Армении», большая часть которой располагалась на территории, которую сейчас контролирует Анкара.

Из школьных учебников истории стали вычеркивать информацию об армянских храмах и памятниках на территории современной Турции, многие топонимы стали приводить на тюркский манер. Еще одним важным шагом стал фактический отказ от борьбы за признание геноцида армян в Османской империи. Глава МИД Арарат Мирзоян прямо говорил, что приоритеты теперь совсем другие.

Немало и символических жестов. Так, армянские власти перестали называть Арарат самой высокой точкой страны. Вместо этого Никол Пашинян повесил в своем кабинете изображение горы Арагац, которая расположена внутри республики. Обсуждается также изменение герба страны, на котором запечатлен Арарат.

Наконец, в феврале 2023 года Армения одной из первых отправила Турции гуманитарную помощь, когда там случилось сильное землетрясение. Летом прошлого года Ереван признал независимость Палестины. Решение последовало после телефонного разговора Пашиняна с Реджепом Тайипом Эрдоганом, на фоне обострения между Турцией и Израилем из-за ситуации в секторе Газа.

В результате контакты между странами заметно активизировались. Пашинян и Эрдоган провели несколько очных встреч, в июне нынешнего года армянский лидер впервые в истории посетил Стамбул. Главы МИД двух стран также наладили личное взаимодействие, Арарат Мирзоян тоже летал в Турцию. Наконец, был создан формат спецпредставителей, которые провели уже пять переговорных раундов.

Практических результатов всей этой бурной деятельности, впрочем, немного. Так, на протяжении нескольких лет обсуждается открытие границы хотя бы для граждан третьих стран и обладателей диппаспортов, но решить вопрос до сих пор не удалось. В Анкаре постоянно подчеркивают, что Еревану сначала надо подписать мирный договор с Азербайджаном, тогда и двусторонние отношения будут разблокированы. Кроме того, президент Эрдоган настаивает на открытии Зангезурского коридора — дороги из Азербайджана в Турцию по югу Армении.

В августе нынешнего года наметился прогресс по обоим вопросам. Лидеры Армении и Азербайджана на встрече в Вашингтоне парафировали текст мирного договора, Ереван также обязался сотрудничать с США и другими странами для реализации транспортного проекта «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» (TRIPP).

Казалось бы, теперь можно ожидать подвижек, но уже после вашингтонской встречи возникли новые разногласия. Представители Турции и Азербайджана продолжают использовать термин «Зангезурский коридор». Это очень не нравится представителям команды Пашиняна, которые говорят, что согласились только на возведение «дороги Трампа», которую должны строить вместе с общей разблокировкой коммуникаций в регионе.

Что говорят эксперты

Главный научный сотрудник сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Александр Крылов считает, что прорыва в ходе нынешних переговоров не произойдет.

— Турция поддерживает Азербайджан в его противостоянии с Арменией. В Анкаре прямо говорят, что никакой нормализации не будет, пока Ереван и Баку не уладят свои отношения, не подпишут мирный договор. Для этого Армении надо провести конституционную реформу, она, судя по всему, раньше 2027 года не произойдет. Соответственно, сейчас возможны только некие косметические решения, но не более, — объясняет он.

Армянский политолог Грант Микаэлян также говорит, что прорывы маловероятны.

— Я думаю, в ходе нынешней встречи возможны какие-то промежуточные решения. Например, могут все-таки в тестовом режиме открыть границу для граждан третьих стран. В остальном Турция будет ставить вопросы о подписании мирного договора с Азербайджаном, а также о коридоре и форматах его функционирования. Вашингтонская встреча, конечно, сблизила позиции, но принципиального решения по всем пунктам повестки не достигнуто, — отмечает он.

Известия. 11.09.2025

Читайте также:

Добавить комментарий