Танго дракона со слоном: США толкают Индию в объятия Китая
Ксения Логинова
Министр иностранных дел КНР Ван И прилетел в Индию, где проведет переговоры о спорной границе двух стран в Гималаях. Через некоторое время в Китай на саммит ШОС отправится премьер-министр Нарендра Моди. Сближение стран началось в конце прошлого года и активно продолжается на фоне давления на Нью-Дели со стороны президента США Дональда Трампа, который ввел против Индии пошлины в размере 50%. Подробности — в материале «Известий».
Сближение позиций
«Для Китая стало приятным сюрпризом то, что его главный мировой соперник, Соединенные Штаты, вступил в борьбу с крупнейшим азиатским конкурентом Пекина, Индией. Премьер-министр Нарендра Моди стремился к сближению Индии с США и заморозке отношений с Китаем. Трамп же подталкивает Индию обратно к Китаю. Усилия по восстановлению связей между азиатскими гигантами набирают обороты», — пишет The New York Times.
18 августа министр иностранных дел КНР, специальный представитель Китая по вопросу о границе между КНР и Индией Ван И прибыл в Нью-Дели. Это первый визит главы китайского МИДа в Индию за последние три года.
В конце этого месяца премьер-министр Нарендра Моди, также впервые с 2019 года, посетит Китай в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Саммит организации пройдет с 31 августа по 1 сентября в Тяньцзине. Предполагается, что Моди может провести встречу с председателем КНР Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным.
«Китай и Индия — соседи, и список областей, в которых они могут сотрудничать, обширен», — отмечает газета Global Times. При этом в публикации подчеркивается, что «предстоящий визит Моди в Китай является признаком неспособности Вашингтона привлечь Нью-Дели к своей стратегии сдерживания Пекина».
Сближение между Нью-Дели и Пекином наметилось в октябре прошлого года, когда председатель КНР Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди на полях саммита БРИКС в Казани. С тех пор государства увеличили количество официальных визитов и активизировали обсуждение вопросов снижения торговых барьеров и передвижения людей.
Встреча в Казани стала первой личной беседой двух лидеров после саммита 2019 года в Индии, за год до того, как отношения между Нью-Дели и Пекином пошли на спад из-за кровопролитных столкновений на границе в Гималаях.
По итогам переговоров в России стороны достигли соглашения о патрулировании вдоль линии фактического контроля и договорились об отводе войск в двух приграничных районах в Восточном Ладакхе.
Через некоторое время Индия и Китай ослабили визовые ограничения, а также начали работать над восстановлением прямого авиасообщения — пассажирские рейсы между Индией и Китаем были приостановлены после начала пандемии COVID-19 и пограничных столкновений в 2020 году. По сведениям агентства Bloomberg, официально объявить о возобновлении авиасообщения уже с сентября стороны намерены на саммите ШОС, который открывается 31 августа.
В середине лета Нью-Дели продолжил дипломатические шаги в сторону Пекина: правительство Моди разрешило выдачу туристических виз гражданам Китая и дало понять, что изучает возможности активизации торговых связей с КНР, включая потенциальное сотрудничество между индийским конгломератом Adani Group и китайским гигантом по производству электромобилей BYD Co.
По словам официального представителя индийского МИДа Рандхира Джайсвала, Нью-Дели и Пекин также ведут переговоры о возобновления торговли в трех пунктах на границе.
Давление со стороны США
Индия начала предпринимать попытки нормализовать отношения с Пекином на фоне беспрецедентного давления Вашингтона на Нью-Дели. Индийские источники утверждают, что охлаждение отношений с США произошло после окончания горячей фазы конфликта Индии и Пакистана, когда Трамп безапелляционно заявил, что разрядить напряженность удалось только благодаря его посредничеству. В телефонном разговоре с президентом США премьер-министр Индии эти утверждения опроверг, что, как сообщают индийские и западные СМИ, и вызвало гнев американского лидера.
«Наказать» Нью-Дели Трамп решил, удвоив пошлины на индийский экспорт — до 50%. Президент США объяснил это тем, что Индия «прямо или косвенно» импортирует нефть из России. Вероятно, американский лидер рассчитывал, что индийское правительство, как и руководство ЕС, решит заключить торговую сделку с США на выгодных для Вашингтона условиях.
Однако в Нью-Дели это вызвало противоположную реакцию. Власти Индии, назвав действия Вашингтона несправедливыми и неоправданными и пообещав принять меры для защиты национальных интересов, решили активизировать свои связи с Китаем, который сам находится в состоянии «торговой войны» с США.
«Внезапный раскол грозит подорвать многолетнее сотрудничество между Соединенными Штатами и Индией в таких областях, как безопасность и технологии, которое во многом подпитывалось общим желанием сдержать глобальные амбиции Китая», — говорится в The New York Times.
В результате был отменен запланированный с 25 по 29 августа визит американской делегации в Индию для проведения шестого раунда торговых переговоров, который по изначальному замыслу должен был завершиться подписанием соглашения.
Пекин отреагировал на смягчение позиции Индии с осторожным оптимизмом, сообщает The New York Times, поскольку опасается, что переориентация Нью-Дели «может быть просто уловкой, чтобы подстраховаться от политики, проводимой администрацией Трампа».
Что думают эксперты
Руководитель центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов считает, что сближение Китая и Индии всё же не стоит называть оттепелью, поскольку отношения между странами не были заморожены.
— Более того — КНР остается вторым торговым партнером Индии после США. Улучшение отношений между Пекином и Нью-Дели началось еще в конце прошлого года, — напомнил эксперт в беседе с «Известиями».
По его словам, этот процесс имеет довольно опосредованное отношение к последним шагам Трампа.
— Он вызван прежде всего снижением западных (в первую очередь американских) инвестиций в индийскую экономику на протяжении последних лет, заметным отставанием индийских программ промышленного развития от графика и стремлением Индии диверсифицировать источники инвестиций и технологий в условиях международной напряженности и неопределенности, связанной с избранием Дональда Трампа, — считает индолог.
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Василий Кашин в разговоре с «Известиями» также отметил, что процесс восстановления китайско-индийских отношений не начался недавно — но продолжается.
— Китай использует несогласованность и ошибки американской политики для возобновления экономического и политического сотрудничества с Индией и готов идти на уступки по второстепенным темам для этого. Китайцы возлагают большие ожидания на визит Моди в КНР на предстоящий саммит ШОС, — указывает китаист.
Бывший посол Индии в Китае Виджай Гокхале отмечает, что интересы Нью-Дели и Пекина по-прежнему во многом расходятся.
«Однако Китай является для Индии и других развивающихся стран важнейшим противовесом «трамповскому беспорядку» как источник капитала и технологий, а также как партнер в борьбе с изменением климата. Китай в последнее время начинает выглядеть всё привлекательнее», — полагает специалист.
Эксперты считают, что если индийские чиновники хотят улучшить отношения с Китаем, им придется сделать это на условиях Пекина: это означает более широкое открытие Индии для китайских компаний и инвестиций, а также дальнейшее ослабление визовых ограничений для китайских бизнесменов. Например, Индия не разрешила китайскому автопроизводителю BYD строить на своей территории заводы, а также запретила китайские приложения, такие как TikTok.
«Если Индия стремится улучшить отношения с Китаем, КНР это приветствует. Однако Пекин не пойдет на значительные уступки или жертвы ради так называемой дипломатической позиции Индии. В частности, Китай не поступится своими национальными интересами, например не прекратит тесную поддержку Пакистана, которая больше всего раздражает Нью-Дели», — подытожил эксперт по отношениям Китая с Южной Азией из Университета Фудань в Шанхае Линь Минван.
Известия. 19.08.2025