QUAD теперь не формат для диалога, а военный блок
Владимир Скосырев
В Вашингтоне прошла встреча глав внешнеполитических ведомств четырех стран, входящих в «диалог» QUAD – Австралии, Индии, США, Японии. На ней госсекретарь США Марко Рубио призвал наделить «четверку» реальными полномочиями в военно-политической сфере. Китай в заключительном заявлении не упоминается, но члены QUAD проводят регулярно совместные военные учения с целью помешать Пекину установить доминирование в Южно-Китайском море и усилить военное присутствие в Южной Азии. Планы США находят поддержку у Индии, но она хочет в первую очередь использовать «четверку» в конфликте с Пакистаном.
Как передает агентство АР, члены четырехсторонней структуры договорились укрепить взаимодействие по безопасности на море и совместно добиваться поставок на их рынки редкоземельных металлов. Эти металлы нужны для промышленности, в первую очередь для военного производства. Однако львиная доля добычи и обработки этих металлов приходится на Китай.
В пику ему «четверка» впервые выдвинула собственную инициативу по редким металлам. Она указала: «Мы встревожены произвольными ограничениями в цепочках поставок критических минералов и использованием нерыночных механизмов и специфических методов их переработки». Далее выдвигается требование: «Необходимо укрепить цепочки поставок критических материалов и обеспечить их диверсификацию».
Cтоит напомнить, что обвинения в адрес Пекина в том, что он предоставляет китайским компаниям субсидии и дает им другие льготы, выдвигаются систематически в течение последних десятилетий. А в этот раз «четверка», хоть и не упоминая Китай, потребовала, чтобы именно он не злоупотреблял своим преимуществом.
Мало того, как можно заключить из официального коммюнике вашингтонской встречи и особенно из выступления Рубио, Америке удалось склонить партнеров к тому, чтобы QUAD перестал быть беззубым «диалогом», а превратился в новый альянс, дополняющий военные союзы, ранее существовавшие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это двусторонние военные соглашения между США и Японией, между США и Южной Кореей и трехсторонний блок AUCUS (Австралия, Британия, США). То есть Вашингтон при администрации президента Дональда Трампа продолжает стратегию предшественников, состоящую в том, чтобы окружить своих главных геополитических соперников – Китай и Россию – сетью военных альянсов.
Вот что говорится на этот счет в коммюнике: «Мы подтверждаем наше твердое противодействие односторонним акциям, направленным на изменение статус-кво с помощью силы или принуждения. Мы осуждаем попытки помешать добыче ресурсов за пределами национальных границ, осуждаем попытки ставить препоны свободе судоходства на море и полетам воздушных судов. Мы решительно выступаем против опасных маневров военных самолетов и судов береговой охраны и ополчения на море. Нас особенно тревожит небезопасное использование брандспойтов и попытки блокировать движение судов в Южно-Китайском море».
Понятно, что речь идет о Китае, у которого с Японией многолетний территориальный спор по поводу того, кому принадлежит архипелаг Сенкаку (Дяоюйдао). Эти острова контролирует Япония. Но тут речь идет не только о территории, но и том, у кого будет право эксплуатировать ресурсы морского дна, где могут находиться залежи углеводородов.
Что касается брандспойтов и судов береговой охраны, то тут однозначно виновными тоже назначаются китайцы. Согласно сообщениям СМИ США и Гонконга, экипажи китайских судов береговой охраны неоднократно поливали водой или даже брали на абордаж филиппинские суда, которые пытались доставить продовольствие и другие грузы на спорную отмель в Южно-Китайском море, которую пока удерживают филиппинские военные моряки.
Раз Индия подписала коммюнике, значит, она солидарна с тремя другими участниками QUAD по китайской теме. Тем более что у Индии с Китаем еще с 1960-х годов тянется спор о границе в Гималаях. Но в нынешнем году самый острый конфликт у Дели произошел с Исламабадом. Искрой, воспламенившей его, послужило нападение в апреле террористов на группу индийских туристов в Кашмире. Как это обычно бывает, боевики проникли в индийскую часть Кашмира из Пакистана. Дели обвинил в этом Исламабад. Но Исламабад отверг обвинение и потребовал независимого расследования. 7 мая индийские бомбардировщики нанесли удар по «инфраструктуре терроризма» в Пакистане, который ответил своими воздушными и ракетными ударами. 10 мая Дональд Трамп объявил о прекращении огня, приписав заслугу себе. Но Дели заявил, что Индия и Пакистан договорились прекратить обмен ударами путем непосредственных контактов между военачальниками двух ядерных государств.
Как бы то ни было, встречу «четверки» в Вашингтоне можно расценить как определенный дипломатический успех Дели. Ведь в коммюнике говорится, что боевики, убившие 26 индийских туристов, должны быть без промедления призваны к ответу. Пакистан в документе не назван. Но подтекст очевиден. Именно Исламабад должен обуздать фанатиков, укрывающихся на его земле.
Независимая газета. 02.07.2025