Часть расплаты: Запад поглотил треть критической инфраструктуры Украины
Илья Баженов, Анастасия Костина
Не менее 30–35% важнейших инфраструктурных активов Украины перешли под управление западных стран, подсчитали для «Известий» эксперты. Инвестфонды и компании из США, Великобритании, Франции, Германии и Дании получают в собственность порты, зернохранилища и плодородные земли под видом инвестиций в восстановление экономики страны. В частности, в июле одесский зерновой терминал «Олимпекс» по решению суда был передан под контроль американских инвестфондов из-за невыплаченного долга. 45% украинского чернозема уже перешло в иностранное владение. А сделка с Вашингтоном по редкоземельным металлам может только ускорить передел украинской собственности. Почему восстанавливать экономику соседней страны никто и не собирается — в материле «Известий».
Украина теряет критически важную инфраструктуру
Восстановление Украины становится крупнейшим транснациональным проектом десятилетия по масштабу и глубине иностранного вмешательства в экономику государства. На июльском форуме Ukraine Recovery Conference в Риме экс-премьер страны Денис Шмыгаль назвал предварительную стоимость этого процесса — «скромные» $1 трлн сроком на 14 лет. Формально речь идет об иностранных инвестициях в ключевые отрасли — от логистики до сельского хозяйства. Задумка инициаторов проста — восстановить экономику страны через перезапуск критически важных предприятий, но с одной оговоркой — с возможностью перехода под управление к «эффективным собственникам». Ими ожидаемо стали компании и крупные инвестиционные фонды западных стран, которые поглотили не менее трети критически важных инфраструктурных проектов Украины, подсчитали «Известиям» в Совете по внешней и оборонной политике на основе открытых данных.
— Через механизмы долгового и операционного контроля, приватизаций и концессий не менее 30–35% (в ближайшие два-три года — 55–65%) важнейших инфраструктурных активов Украины де-факто перешли под влияние или прямое управление западных финансовых структур, фондов, корпораций и широких элитных групп, — рассказал член СВОП Олег Яновский.
Справка "Известий"
СВОП осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с рядом государственных органов: администрацией президента, МИДом, Минобороны, комитетами Госдумы и Совета Федерации по международным делам, по обороне, а также другими силовыми министерствами и ведомствами. Задача организации — содействие выработке и реализации внешней и оборонной политики России.
Вполне возможно, что треть украинской критической инфраструктуры находится под контролем западных институтов, говорит «Известиям» эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов.
— Причем этот процесс начался не вчера. Еще с момента обретения независимости Украины довольно активно шли распродажи, в том числе и инфраструктурных объектов. Покупатели здесь самые разные. Тут есть и западные страны, в основном европейские, — отметил эксперт.
Среди крупнейших получателей доступа к активам — инвестиционные фонды и компании из США, Великобритании, Франции и Германии. В их сферу интересов уже вошли морские порты, зерновые терминалы, сельскохозяйственные холдинги, логистические узлы, а также прилегающие участки украинского чернозема. К слову, 45% таких земель уже перешло в иностранную собственность, рассказал «Известиям» экс-народный депутат Украины Владимир Олейник.
Как и кто управляет активами Украины
Наиболее резонансным примером стала передача крупного одесского зернового терминала «Олимпекс» американским фондам Argentem Creek Partners и Innovatus Capital Partners. Ранее они выиграли международный арбитраж на $150 млн с украинскими бизнесменами по поводу споров в отношении терминала, при этом стоимость всей портовой инфраструктуры, по оценкам аналитиков, намного выше. Таким образом, правовая система Украины в открытую сработала в интересах западных стран. Запустить терминал обещали «в какой-то момент летом», а управлять им будет вообще некий шведский предприниматель Карл Стурен, пишет FT.
— Одесский порт наиболее интересен западным странам — это объект, на который смотрят и британцы, и французы. Это один из самых крупных черноморских портовых комплексов. Там и оружие заходит, и зерно частично уходит, — рассказал «Известиям» председатель исполнительного комитета международного движения «Другая Украина» Роман Коваленко.
За фасадом инвестиционной риторики выстраивается новая система влияния, в которой каждый ключевой игрок Запада получает свою долю в будущей экономике Украины, рассказывают в Совете по внешней и оборонной политике. Так, Великобритания выступает не только организатором форумов (например, Ukraine Recovery Conference), но и координирует всю юридическую модель «реконструкции Украины» через структуры финансового центра Лондона, консалтинговые фирмы и заокеанские офшоры. Страховое объединение Lloyd’s обеспечивает безопасность западных инвестиций, контролируя при этом зерновые маршруты и портовые объекты.
Германия контролирует активы Украины через государственный банк KfW. Олег Яновский пояснил: формально занимаясь финансированием устойчивого развития, банк координирует отбор подрядчиков, устанавливает параметры тендеров и согласует юридическую базу соглашений. Аналогичным инструментом для Франции стала структура Agence Française de Développement — это агентство, предоставляющее гранты, кредиты и техподдержку за рубежом. Представительство AFD на Украине позволяет аналитикам участвовать в процессе оценки, распределения и аудита активов. Дания, по сути, оформила патронаж над городом Николаев через структуру Mykolaiv – Denmark Partnership, направив более €40 млн на восстановление системы отопления и водоснабжения. На практике Франция напрямую управляет объектами городской инфраструктуры.
Кроме того, различные международные финансовые институты инвестируют в крупные агропромышленные комплексы Украины, несмотря на то что они ведут разрушительное для окружающей среды и общества сельское хозяйство с использованием ископаемого топлива, синтетических материалов и монокультур, рассказал «Известиям» директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне, профессор истории Питер Кузник. Среди иностранных компаний, вложивших значительные средства, он называет Cargill.
Передача собственности проходит в том числе публично, на самом высоком уровне. 30 апреля Вашингтон и Киев подписали так называемую сделку по редкоземельным металлам. По условиям соглашения Украина дает США доступ к разведыванию своих природных ресурсов, а доходы от них пойдут на восстановление страны. И здесь может даже возникнуть конфликт интересов, учитывая обилие западных инвесторов.
— Процесс перехода активов будет меняться после подписания этой ресурсной сделки, поскольку в ней предполагается, что Соединенные Штаты будут иметь первоочередное право не только на редкоземельные месторождения, но и в том числе на критическую инфраструктуру. Здесь, конечно, не обойдется без конфликтов, потому что США попытаются перераспределить в свою пользу собственность. А это означает судебный процесс, поскольку им придется иметь дело не только с украинскими собственниками, но и с собственниками других западных стран, — отметил Андрей Кортунов.
По его словам, это ускорит передел украинской собственности.
Передел собственности на Украине
Еще в феврале 2023 года Оклендский институт (в США) проанализировал, кто на самом деле, владеет украинской землей. Согласно отчету, «олигархи, коррупционеры и крупный агробизнес» контролируют более 9 млн га земли, а это около 28% всех пахотных земель. Среди землевладельцев — иностранные компании, в основном из ЕС и США, а также суверенный фонд Саудовской Аравии.
— Украина, известная как «житница Европы», располагает 33 млн га пахотных земель. Девять из десяти крупнейших компаний, владеющих землей, зарегистрированы за рубежом, — отмечает Питер Кузник.
Любопытно, что, по информации аналитиков, американский фонд NCH Capital, пятый по величине землевладелец на Украине, финансирует крупнейшие американские пенсионные и университетские целевые фонды. А в августе 2023-го Атлантический совет, созданный при НАТО, опубликовал доклад под названием «Превращение Украины в европейский энергетический центр».
Украинские стратегические активы оказываются не просто приватизированы в классическом понимании, а «транснационализированы» — вынесены за рамки национального правового контроля и переданы в долгосрочное управление международным инвестиционным группам. Например, проект Ukraine Development Fund управляется консорциумом BlackRock и J.P. Morgan при координации лондонского Сити, отметил Олег Яновский. Правда, BlackRock пока заморозила поиск инвесторов на фоне неопределенности с помощью Украине из-за политики Дональда Трампа.
— Фонды, опосредованно контролируемые структурами типа BlackRock и Vanguard, через дочерние или аффилированные компании уже владеют десятками тысяч гектаров украинских черноземов, формально обходя запреты на прямое владение землей иностранцами. Наиболее интересными активами считаются остатки плодородных земель и сельскохозяйственных угодий, логистика (прежде всего портовая инфраструктура и доступ к Черному морю), остатки оборонных предприятий и добывающей промышленности, — сказал Олег Яновский.
Это касается не только имущественных комплексов, но и цепочек поставок, систем хранения и экспортной логистики. АПК, который формирует основу украинского валового внутреннего продукта, практически открыт для внешних сделок без ограничения по объему капитала или срокам аренды. Так, договоры предполагают право скупки урожая и управление маршрутами вывоза продукции через порты, которые уже контролируются иностранными компаниями.
— Зеленский за свои политические амбиции и желания расплачивается собственностью оставшихся украинских олигархов, передавая это всё под контроль иностранных компаний, — сказал «Известиям» экс-депутат Верховной рады Спиридон Килинкаров.
Этот процесс не имеет никакого отношения к восстановлению Украины — никто не будет поднимать экономику, социальную сферу, строить жилье, школы, детские сады, подчеркивает бывший украинский депутат Владимир Олейник.
Более того, украинское руководство лишь ускоряет темпы денационализации критической инфраструктуры и снимает ограничения для западных партнеров. 18 июня был принят закон о «легализации множественного гражданства». Это значит, что граждане стран, входящих в утвержденный кабмином Украины список, смогут получать ее паспорт в упрощенном порядке. Естественно, в него входят государства, оказывающие финансовую и военную помощь Киеву. Таким образом, иностранные инвесторы могут без ограничений участвовать в «восстановлении Украины», получая гражданство, а заодно — владеть украинской собственностью, в том числе критической инфраструктурой.
Известия. 30.07.2025