Лишний в ЕС: Россия может изменить позицию по вступлению Киева в объединение

Ксения Вакина, Семен Бойков


Вступление Украины в ЕС не отвечает интересам России, заявил «Известиям» директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников. Сейчас российские власти не ставят знак равенства между расширением ЕС и НАТО. Однако в деятельности Евросоюза возникает военный компонент, поэтому нужно менять отношение к разрастанию ЕС и идентифицировать его в той же категории, как и процесс расширения НАТО, говорит «Известиям» зампредседателя Совета Федерации Константин Косачев. При этом на двухдневном саммите Евросоюза, который прошел в Бельгии, в объединении наметился серьезный раскол из-за поддержки Киева и антироссийских санкций. В итоге ЕС не смог утвердить 18-й пакет и согласовать итоговое заявление по Украине.

Отказ от решения запустить процесс приема Украины в Евросоюз

В Брюсселе 27 июня завершился двухдневный саммит Евросоюза, на котором лидеры 27 стран не смогли согласовать 18-й пакет санкций. Кроме того, итоговое заявление, посвященное Украине, также не было утверждено всеми членами ЕС. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заблокировал решение, отказавшись подписывать совместное заявление ЕС о поддержке Киева. В документе указано, что Евросовет «решительно осуждает» действия России на Украине и выступает в поддержку «всеобъемлющего, справедливого и прочного мира». Заявление также предусматривает начало переговоров о евроинтеграции Киева, против которой неоднократно выступал Будапешт.

Виктор Орбан заявил, что категорически не согласен с решением запустить процесс приема Украины в Евросоюз, ведь у страны нет «четких границ», «работающей экономики» и «реального суверенитета». Он добавил, что принятие в сообщество государства, находящегося в состоянии военного конфликта, — это «карт-бланш на бесконечную войну», за которую десятилетиями будут расплачиваться налогоплательщики ЕС.

Свою позицию премьер-министр подкрепил результатами недавнего консультативного референдума в Венгрии, по итогам которого 95% граждан, более 2 млн человек, высказались против вступления Украины в Евросоюз. Известно, что Будапешт имеет сложные отношения с Киевом на протяжении многих лет из-за вопроса прав закарпатских венгров. В последнее время двусторонний диалог осложнился из-за шпионского скандала, в результате которого последовало несколько взаимных высылок дипломатов.

Сейчас вероятность вступления Украины в Евросоюз крайне низка: большинство его участников не заинтересованы в том, чтобы брать в свои ряды страну с разрушенной экономикой и нерешенными территориальными спорами, а прежде всего — ту, которая находится в состоянии вооруженного конфликта с Россией. Поэтому многие лидеры, включая президента Франции Эммануэля Макрона или канцлера ФРГ Фридриха Мерца, порой очень дипломатично обходят эту тему, убеждая Киев в том, что пока, мол, не пришло еще ваше время. «Украина — очень большая европейская страна, но это европейская страна, находящаяся в состоянии войны. А страна, находящаяся в состоянии войны, не может стать ни членом НАТО, ни членом Европейского союза», — сказал Мерц.

— Украину в ЕС принимать не собираются. Разговоры об этом нужны для того, чтобы у украинцев был стимул дальше воевать с Россией. Они должны понимать, что воюют за европейскую мечту. Но принимать в ЕС большую, бедную, разрушенную страну не хочет ни одно государство. Ни в одной стране ЕС политическое поле не настроено благоприятно к приему Украины в ЕС, — пояснил «Известиям» политолог Вадим Трухачев.

Что касается дальнейшего расширения союза, то на саммите состоялась конференция о вступлении в ЕС Черногории, которая остается кандидатом на членство с 2010 года. На встрече лидеров объединения присутствовала и Албания, получившая официальный статус кандидата на вступление в блок в июне 2014-го. Кроме того, Румыния на саммите активно продвигала идею присоединения к объединению Молдавии. Сейчас идет подготовка к первому саммиту между ЕС и постсоветской республикой. Кишинев подал заявку на вступление в Евросоюз в 2022 году. В октябре 2024-го в стране прошел референдум, в ходе которого за евроинтеграцию проголосовало 50,46% граждан, против — 49,54%.

Москва может изменить подход к расширению ЕС

Москва, к слову, не выступает против присоединения Киева к ЕС. «Это суверенное право любой страны. Речь идет об интеграционных, экономических процессах, и здесь, конечно же, не может никто ничего диктовать какой-то стране. Мы не собираемся этого делать», — заявил в этом году официальный представить Кремля Дмитрий Песков.

Впрочем, ситуация может измениться в условиях милитаризации Евросоюза. По итогам саммита было принято решение до октября этого года разработать план по финансированию роста оборонных расходов, связанных с целями и задачами НАТО. При этом Североатлантический альянс обязался на саммите в Гааге, который прошел на этой же неделе, повысить расходы на оборону до 5% от ВВП к 2035 году, удовлетворив требование Дональда Трампа. Увеличение целевого показателя обосновали в коммюнике, заявив, что членам НАТО необходимо противостоять долгосрочным угрозам, в том числе исходящим от России.

— Именно потому, что ЕС идет по пути активной милитаризации и фактически ставит задачу постоянного противодействия нам в том числе в плане разрешения украинского кризиса, не вижу причин, почему мы должны поддерживать идею вступления Украины в Евросоюз. Тут не стоит забывать, что в Евросоюзе в Лиссабонском договоре есть не менее значимая статья, чем ст. 5 Вашингтонского договора (о коллективной обороне в НАТО — Ред.). Поэтому вступление Украины в ЕС не отвечает нашим интересам, — подчеркнул в беседе с «Известиями» директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников.

К слову, зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев 25 июня подчеркнул, что Евросоюз в современных реалиях превращается не просто в экономический и политический, но и в направленный против России военный союз, поэтому вступление в него Украины представляет опасность. Тем не менее пока российские власти официально не ставят знаки равенства между принятием Украины в НАТО и ЕС.

— В деятельности Евросоюза возникает военный компонент. А это уже совершенно другая организация, поэтому, с моей точки зрения, нужно менять наше отношение к расширению ЕС и идентифицировать его в той же категории, в какой мы всегда классифицировали процесс расширения НАТО. То есть как процесс, который не соответствует интересам России, а может быть, даже и угрожает. Отсюда уже будет вытекать и оценка перспектив вступления Украины в Евросоюз, — отметил зампред Совета Федерации РФ Константин Косачев. — Если эти тенденции сохранятся, то, разумеется, вступление Украины в ЕС станет для нас нежелательным сценарием развития событий.

Европейские государства сейчас находятся в растерянности из-за риторики Вашингтона, считает научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России Артем Соколов.

— В ходе первого президентства Трампа в Европе были предположения, что с его уходом весь хаос прекратится и всё вернется на круги своя. Отчасти президентство Байдена это подтвердило, однако второй срок Трампа, конечно, меняет эту точку зрения. Понемногу складывается представление о том, что с уходом Трампа трампизм как совокупность подходов американской внешней и внутренней политики не уйдет, — говорит эксперт.

На этом фоне европейцы все больше склоняются к идее о большей независимости от США. «Сейчас мы видим, что в Европейском союзе приоритетными становятся вопросы не социально-экономического развития, а обеспечения безопасности. Как и в случае с НАТО, мы видим аналогичные дискуссии о расширении трат на цели в области обороны», — добавил Артем Соколов. Поэтому неудивительно, что саммиты ЕС и НАТО прошли так близко друг к другу по времени.

ЕС не принял новый пакет санкций

Против 18-го пакета рестрикций в отношении РФ выступил премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который наложил вето на решение о его принятии. Еще перед началом саммита он провел переговоры с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, которые не увенчались успехом. В итоге обсуждение 18-го пакета санкций полностью исключили из повестки саммита.

Среди предложений ЕС были снижение потолка цен на российскую нефть с $60 до $45 за баррель, введение новых ограничений против некоторых банков и газопроводов «Северный поток» и «Северный поток–2». Ранее Еврокомиссия также представила план по отказу ЕС от импорта энергоносителей из России к 2027 году, который раскритиковали лидеры Венгрии и Словакии. Роберт Фицо обосновал несогласие страны с предложенными мерами из-за серьезных рисков для экономики в условиях роста цен на российские нефть и газ. В случае принятия санкционного пакета убытки Словакии могут составить €20 млрд, заявил премьер. Страна не поддержит планы ЕК по запрету импорта российского топлива, пока комиссия не предложит альтернативу в случае кризиса из-за отказа от подсанкционных энергоносителей, добавил словацкий политик.

Примечательно, что в начале недели глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что Будапешт и Братислава заблокировали одобрение 18-го пакета санкций против РФ, увязав это с отменой предложений Еврокомиссии по запрету на нефть и газ из РФ к 2027 году. 26 июня премьер Венгрии Виктор Орбан допустил достижение компромисса в ЕС по вопросу о принятии 18-го пакета и утверждении плана Еврокомиссии отказаться от российских энергоносителей. Он сообщил, что Будапешт получил от Брюсселя «очень хорошее предложение» и над ним надо «еще немного поработать». Тем не менее Венгрия и Словакия заблокировали новый пакет санкций.

В связи с действиями Словакии канцлер ФРГ Фридрих Мерц пригрозил стране приостановить финансирование от Европейского союза, если Братислава продолжит «отклоняться от общего направления блока». Роберт Фицо раскритиковал заявление немецкого канцлера, пояснив, что «это не та дорога, которая ведет к единству и сотрудничеству». При этом прецеденты наказания противников единственно верного мнения в ЕС ранее уже были. В начале года Венгрия лишилась €1 млрд средств от союза в связи с нарушением верховенства закона с ее стороны.

— Мы видим, во что сейчас превратился ЕС. Мы видим, как в Евросоюзе преследуется инакомыслие, как страны ЕС принуждают к консолидированным позициям в отношении санкций по России и ряду других стран. И, без всякого сомнения, в деятельности Евросоюза также возникает военный компонент, — говорит «Известиям» Константин Косачев.

В итоге ЕС договорился продлить на полгода уже введенные антироссийские ограничения, передает агентство Reuters. Кроме этого, они решили продолжить обсуждение 18-го пакета санкций до достижения консенсуса, уточнил исполняющий обязанности премьер-министра Нидерландов Дик Схоф. Политик полагает, что страны придут к взаимопониманию в течение одной-двух недель. За это время будут проведены переговоры с обеспокоенными членами ЕС, в частности со Словакией.

Известия. 28.06.2025

Читайте также:

Добавить комментарий