В правовом поле: в правительстве разработали законопроект о платформенной экономике
Валентина Аверьянова
В России упорядочат платформенную экономику. Соответствующий законопроект в правительство РФ внесло Минэкономразвития. Документ направлен на создание правовых основ платформенной экономики и регулирование отношений между операторами платформ, их партнерами и пользователями. Инициатива имеет существенные плюсы, однако нуждается в донастройке, полагают эксперты. Что будет с платформенной экономикой в России — в материале «Известий».
Навести порядок
В первую очередь разработанный Минэкономразвития законопроект определяет понятия «платформенная экономика», «цифровая платформа», «пункт выдачи заказов», «карточка товара» и так далее. Основное же регулирование новой нормы сосредоточено на вопросах деятельности посреднических цифровых платформ (ПЦП), позволяющих одновременно разместить предложение о реализации товара или услуги, заключить сделку и провести оплату.
«Отношения посредников с их партнерами и пользователями имеют свою специфику. При этом многие неурегулированные вопросы до сих пор отрасль пыталась решить самостоятельно, что создавало дисбаланс в интересах участников новых отношений», — отметил министр экономического развития Максим Решетников, комментируя проект закона.
Также инициативой устанавливается обязательное содержание договоров с партнерами, порядок изменения их условий, предоставления скидок на товары, актов сверки взаиморасчетов и применения санкций. Кроме того, документом вводятся цифровая досудебная система разрешения споров и алгоритм действий при обнаружении недостатков товаров и услуг.
Одно из главных новшеств законопроекта — норма, определяющая ответственность платформ и их партнеров перед потребителями, указывает первый заместитель министра экономического развития России Максим Колесников. Платформы, в частности, должны будут проверять партнеров через ЕСИА и госреестры, чтобы не допустить на площадку непроверенных продавцов и исполнителей услуг.
Редакция «Известий» направила запрос в Минэкономразвития. На момент выхода публикации ответ не поступил.
Регуляторная гильотина
Платформенная экономика — модель, в которой основные экономические процессы и взаимодействия происходят через цифровые платформы, объединяющие потребителей, поставщиков и производителей, предлагая удобные инструменты для работы, разъяснили «Известиям» в Ассоциации цифровых платформ.
Одним из ключевых элементов выступают посреднические цифровые платформы, под определение которых попадают все маркетплейсы, некоторые классифайды и иные площадки, на которых можно дистанционно приобрести товар или услугу, указывает директор по связям с государственными организациями «Авито» Дмитрий Гавриленко.
Цифровые платформы выполняют несколько важных функций, среди которых руководитель лаборатории международных экономических исследований Московской школы управления «Сколково» Владимир Коровкин выделяет нахождение сделок, предоставление необходимых стандартов и правил и рост количества участников.
— Цифровые технологии позволяют создавать системы с огромным количеством участников — десятками миллионов продавцов и буквально миллиардами покупателей, — отмечает собеседник «Известий». Привлечение большого количества клиентов является важным преимуществом цифровых платформ. Обычные техники маркетинга для получения сопоставимой аудитории потребовали бы серьезных инвестиций.
Розничная интернет-торговля сегодня составляет серьезную долю ВВП страны — более 4%, обращает внимание директор практики «Стратегия роста и продаж» «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев.
— Это существенная доля экономики, которая требует определенной регуляции со стороны правительства. При этом доля контрафактной продукции на маркетплейсах может достигать до 50% в зависимости от категории продукции, — убежден эксперт.
Нормы законопроекта предписывают ПЦП тщательнее проверять выполнение продавцами обязательных требований законодательства, таких как наличие сертификатов, лицензий и маркировки товаров, дополняет Гавриленко.
Продолжением работы должен стать законопроект о платформенной занятости, судьба которого в данный момент остается неясной, подчеркивает председатель независимого профсоюза «Новый труд» Дарья Митина.
— Мы озабочены тем, что существует временной и содержательный рассинхрон между законопроектами о платформенной экономике и платформенной занятости, — делится эксперт. В профсоюзе опасаются, что в случае принятия законопроекта о платформенной экономике власти могут прекратить дальнейшее регулирование этого сегмента.
В то же время понятия «платформенная занятость» и «онлайн-сервис по предоставлению услуг» в предложенном законопроекте, по сути, смешиваются, полагает Дмитрий Гавриленко. Хотя не всё, что входит в периметр платформенной экономики, относится и к занятости.
— Если правила, касающиеся платформенной занятости, будут распространяться на всех предпринимателей, которые предоставляют услуги, это создаст лишние сложности для цифровых платформ, исполнителей и развития малого и среднего предпринимательства в России, — предостерегает эксперт.
Очевидная польза
В законопроекте весьма детально расписаны все технологические алгоритмы, возникающие в процессе использования цифровых платформ пользователями, уточняет Дарья Митина. Подробно обозначены фискальные моменты, включая вопросы налогообложения и взимания налогов, а также сама процедура выполнения работ. Упоминаются права и обязанности всех участников процесса.
Детально в документе охарактеризована и логистическая инфраструктура. Отдельно законопроект закрепляет принципы равного доступа, прозрачности и открытости, которые должна обеспечивать платформа. Также предусмотрены некоторые механизмы, которые защитят процесс от мошеннических действий, дополняет эксперт.
— Очень хорошо, что платформы обязывают размещать информацию о страховых программах, включая медицинские, пенсионные и социальные страховые фонды. Будущие исполнители должны быть полностью информированы о том, в каких страховых программах они могут участвовать и на каких условиях, — убеждена собеседница «Известий».
Кропотливая работа
Тем не менее международная практика, по словам Владимира Коровкина, показывает, что «ухватить в юридически безупречных исчерпывающих формулировках разнообразный и динамично развивающийся мир платформенных архитектур практически невозможно». В результате недобросовестные игроки находят для себя лазейки, в то время как бизнес добросовестных оказывается под ударом вследствие усложнения правил игры.
Для устранения противоречий совместно с участниками рынка и профильными ведомствами министерством была проделана большая работа по донастройке законопроекта, указывают в Ассоциации цифровых платформ. Однако, учитывая сложность предмета регулирования, некоторые положения нуждаются в дальнейшем уточнении.
— В частности, текущая редакция законопроекта предусматривает достаточно высокие штрафы за любое нарушение выдвинутых требований. На наш взгляд, предлагаемые штрафы могут быть несоразмерны предмету нарушения, — обращают внимание в пресс-службе. Для решения проблемы нужна дифференциация размера удержаний в зависимости от степени опасности деяния.
Кроме того, важно, чтобы законопроект не ограничивал возможности продавцов по продвижению своих товаров на платформах, поскольку это может привести к снижению их оборотов.
Еще один существенный нюанс, как отмечают в ассоциации, заключается в том, что под действие законопроекта подпадают не только ПЦП, но и сервисы, формально соответствующие критериям, но выполняющие дополнительные функции. Затрагивает документ и платформы, не специализирующиеся на продаже товаров массового потребления, такие как туристические сервисы, транспортные агрегаторы и платформы недвижимости.
— Сейчас предлагается обязать продавцов предоставлять данные о товарах и услугах, а платформы — проверять их достоверность. Однако такие требования сложно применить, например, к сделкам с недвижимостью или автомобилями. Обязательная публикация документов в этом случае может привести к утечке личных данных граждан, — предупреждает Дмитрий Гавриленко.
Стоит учесть разработчикам и вопросы, связанные с социальной защитой исполнителей, обязанностями ПЦП и цифровой среды, подчеркивает Дарья Митина.
— Люди должны быть социально защищены независимо от организационно-правовой формы их занятости — будь то трудовой договор или договор гражданско-правового характера. В любом случае, это трудовая деятельность, и она должна обеспечиваться соответствующими гарантиями, — убеждена она.
Иными словами, новые нормы призваны упорядочить платформенную экономику, но развитие ситуации сильно зависит от нюансов регуляции, признает Кирилл Малышев.
— Главное, чтобы не было скрытых барьеров для дальнейшего развития и ограничения конкуренции как со стороны платформ, так и со стороны производителей. Подобные инициативы должны быть направлены на повышение прозрачности деятельности, снижение контрафактной продукции и рост заинтересованности бизнеса в работе с цифровыми платформами, — резюмирует эксперт.
Известия. 22.02.2025