Рельс по расписанию: РФ ждет от Ирана ключевого решения по МТК Север – Юг
Альберт Калашян
Россия ожидает вскоре получить от Ирана график выкупа земель для международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг, заявил «Известиям» посол РФ в исламской республике Алексей Дедов. Речь идет об участке дороги из Азербайджана в Иран. Он не готов, так как проходит через частную территорию, и это одна из наиболее чувствительных проблем для полной реализации МТК. По словам дипломата, предоставление графика придаст определенности. Москва и Тегеран твердо намерены претворить этот стратегический проект в жизнь, добавил глава дипмиссии.
РФ ждет графика выкупа земель по маршруту Решт – Астара
Москва ожидает получить от Тегерана график выкупа земель для строительства стратегически важной железнодорожной ветки Решт – Астара. Это последний недостающий участок маршрута, связывающего Россию с Персидским заливом через Азербайджан.
— Мы ждем его (график выкупа земель. — Ред.) в ближайшем будущем. Будем надеяться, что это придаст определенности реализации этого проекта. Российская сторона, как и иранская, как у меня сложилось впечатление, решительно настроена на то, чтобы данный проект был претворен в жизнь, — заявил «Известиям» посол РФ в Иране Алексей Дедов.
17 мая 2023 года Россия и Иран заключили соглашение о совместном строительстве 162-километрового участка железной дороги Решт – Астара, который должен стать связующим звеном между российскими и иранскими железнодорожными сетями. Общая стоимость проекта составляет €1,6 млрд, из которых €1,3 млрд будут предоставлены Россией в виде межгосударственного кредита.
Этот участок имеет стратегическое значение для всего коридора Север – Юг, поскольку сейчас грузы между Рештом и Астарой перевозятся автотранспортом, что создает узкое место на маршруте. Железная дорога обеспечит непрерывное движение между Россией, Ираном, странами Персидского залива и Индией.
— Север – Юг — это прежде всего политический проект, который должен стать резервным путем для России в выходе на международные рынки, чтобы сделать невозможной ее изоляцию путем наложения санкций. А Иран как раз страна, на которую санкции уже наложены в той мере, что он на них больше не реагирует, — говорит «Известиям» востоковед Никита Смагин.
Эксперт считает, что у Ирана, вероятно, возникнут сложности с выплатой кредита. Но, несмотря на это, проект, по его мнению, будет выгодным, если этот маршрут будет пользоваться спросом в долгосрочной перспективе.
Задержки строительства МТК Север – Юг
При всей стратегической важности проекта сроки его реализации остаются под вопросом. Один из главных тормозящих факторов — процесс выкупа земельных участков. Как сообщил вице-премьер РФ Виталий Савельев, российская сторона рассматривала этот вопрос как наиболее чувствительный в переговорах с Тегераном. В декабре 2024 года иранская сторона взяла на себя обязательства предоставить график выкупа земель, но конкретных дат пока нет.
Дополнительные сложности возникают из-за того, что значительная часть земель под будущей железной дорогой была ранее передана ветеранам ирано-иракской войны. Эти земли плодородны, дороги, а процесс их выкупа требует согласования с владельцами. В то же время Россия не намерена участвовать в финансировании этого процесса, что накладывает дополнительную ответственность на Иран.
Еще один ключевой аспект строительства — технические параметры железной дороги. В марте 2023 года было принято решение, что участок Решт – Астара будет построен с совмещенной колеей: сначала уложат европейский стандарт (1435 мм), а затем российский (1520 мм). Различие в ширине колеи требует замены колесных пар, что создает сложности для грузоперевозок.
— Даже если колея будет европейской, то вполне можно использовать тележки для изменяющейся колеи. Все-таки такая практика достаточно известная. Она, конечно, несколько усложняет процесс, но не критично, — считает Никита Смагин.
Недостающий отрезок железнодорожных путей между Рештом и Астарой также входил в повестку дня Третьего Каспийского экономического форума, прошедшего в Тегеране 18 февраля. Вице-премьер РФ Алексей Оверчук по итогам встречи с президентом республики Масудом Пезешкианом заявил, что Москва отмечает прогресс в решении проблем, обсуждаемых с иранскими коллегами.
Кроме того, по последним данным, технический проект дороги может содержать 18 тоннелей, что делает строительство сложным и дорогостоящим. По предварительным оценкам, оно займет не менее пяти лет после выделения финансирования. Если средства будут предоставлены к концу 2025 года, завершения строительства можно ожидать не ранее 2031-го.
— Пока Иран делает ставку именно на маршрут Решт – Астара, так как он наиболее удобный и перспективный. Возможно развитие каспийского участка коридора Север – Юг, но его возможности будут гораздо меньше: у России мало судов типа «река – море», а у иранских портов недостаточная мощность для приема планируемого количества товаров, — поделилась мнением с «Известиями» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Лана Раванди-Фадаи.
По мнению эксперта, в Иране нет нужного количества грузовиков для перевозки такого большого объема грузов, поэтому большие надежды возлагаются на достройку ветви Решт – Астара.
— Очень важно, что Россия и Иран совсем недавно, 19 февраля, на уровне министров подписали «Дорожную карту транзита» на 2025 год, в которой особое внимание уделяется скорейшему завершению строительства железной дороги Решт – Астара, — отмечает Лана Раванди-Фадаи.
Значение коридора Север – Юг для мировой логистики
Коридор Север – Юг — один из ключевых инфраструктурных проектов, способных изменить глобальную логистику. По данным экспертов, его полная реализация позволит значительно сократить сроки и стоимость перевозки грузов между Россией, Индией, странами Персидского залива и Юго-Восточной Азией.
В условиях санкционного давления Запада РФ активно развивает альтернативные маршруты поставок, и коридор Север – Юг играет в этом процессе особую роль.
— Планируется, что после того, как будет достроен участок железной дороги Решт – Астара, произойдет формирование сквозного железнодорожного коридора от России до южных портов Ирана, что обеспечит прямой выход в Персидский залив для российских грузов. Товары из РФ и Центральной Азии также получат широкий доступ в иранские порты в Персидском заливе, — говорит Лана Раванди-Фадаи.
Строительство железнодорожного участка Решт – Астара — ключевой элемент международного транспортного коридора Север – Юг, который связывает Россию, Иран и Индию. В последние годы на фоне санкций экономическое сотрудничество между Москвой и Нью-Дели значительно усилилось, что повысило значимость альтернативных логистических маршрутов.
В этом контексте иранская железнодорожная сеть, ведущая к порту Бендер-Аббас, становится стратегически важной для индийского транзита. Однако отсутствие сквозного ж/д соединения на участке Решт – Астара вынуждает перевозчиков перегружать товары на автотранспорт, что замедляет движение грузов и увеличивает издержки.
— Проект Север – Юг находится в зачаточном состоянии, и, конечно же, прямое железнодорожное сообщение, для которого не хватает всего ничего, могло бы серьезно изменить его перспективы, сделать его более удобным и понятным, — заметил Никита Смагин.
При этом перспективы МТК во многом будут зависеть от состояния торгово-экономического сотрудничества России и Ирана, добавляет эксперт.
В последние годы Иран зарабатывает около $1 млрд на транзите, но бывшее правительство Эбрахима Раиси рассчитывало увеличить эти значения в 20 раз, отмечает Лана Раванди-Фадаи.
— Превращение в транзитный узел не только принесет Ирану значительный доход, но и усилит позиции Ирана в регионе и на международных переговорах. К тому же доходы от транзита товаров могут заменить часть доходов от нефти, что станет важным шагом на пути к снижению экономической зависимости страны от нефти, — сообщила специалист.
Кроме того, успешная реализация проекта Решт – Астара приблизит Север – Юг к его изначальной цели — созданию мультимодального транспортного коридора, включающего железнодорожные, автомобильные и морские маршруты.
Известия. 24.02.2025