Путь разъединения: расширение ЕС замедлилось из-за отсутствия консенсуса
Кирилл Фенин, Семен Бойков
Процесс расширения ЕС замедлился из-за разногласий внутри объединения. В частности, это касается Северной Македонии — ее вступление блокируют страны-соседи, заявил «Известиям» премьер республики Христиан Мицкоски. По его словам, Евросоюз остается заложником некоторых государств. Несмотря на то что Брюссель привержен идее расширения, вступление новых членов откладывается. Грузия отказалась от переговоров о вступлении в ЕС до 2028 года, а ряд стран объединения выступают против членства Украины. О перспективах расширения блока — в материале «Известий».
Вступит ли Северная Македония в ЕС
Переговоры о вступлении Северной Македонии в Европейский союз застопорились из-за позиции отдельных стран объединения, заявил «Известиям» премьер-министр республики Христиан Мицкоски. Он отметил, что Скопье ожидает присоединения к ЕС уже 25 лет.
— Это зависит не только от нас, но и от ЕС. Захотят ли они оставаться заложниками некоторых стран-членов или будут применять подход, основанный на заслугах. Мы ждем этой возможности (вступления в ЕС. — Ред.) 25 лет. Так что это зависит от них, — сказал «Известиям» Христиан Мицкоски.
Раньше государство называлось Македония — до 1991 года она была частью Югославии. В 2001 году Македония стала первой балканской республикой, которая подписала с ЕС соглашение об ассоциации, а в 2004-м Скопье подал заявку на вступление. Однако против интеграции выступила Греция, которая потребовала от Македонии изменить свое название.
Причина в том, что у Афин есть своя провинция Македония на севере государства, а наличие соседней страны с таким же названием может породить территориальные претензии. Лишь в 2018-м Скопье и Афины подписали Преспанское соглашение, по которому страна была переименована в Северную Македонию. Несмотря на сопротивление оппозиции и вето президента, необходимые поправки были внесены в конституцию, а весной 2020 года республика вступила в НАТО.
Однако в 2024-м к власти в Северной Македонии пришла умеренная националистическая партия ВМРО-ДПМНЕ. При вступлении в должность президента представитель фракции Гордана Силяновска-Давкова произнесла старое название республики, чем вызвала гневную реакцию Греции. В Афинах потребовали соблюдать Преспанские соглашения, пригрозив в ответ блокировать вступление Скопье в ЕС.
Конфликт Северной Македонии и Болгарии
Не менее сложные отношения у Северной Македонии и с другим соседом — Болгарией. Хотя София первой признала ее независимость в 1992-м, у обоих стран есть претензии друг к другу. Болгария считает македонский язык диалектом болгарского, а самих македонцев — частью болгарской нации. В Скопье, напротив, уверены в существовании македонского меньшинства в соседней стране.
В 2017 году Северная Македония и Болгария подписали договор о дружбе, но уже через три года София заблокировала переговоры о европейской интеграции Скопье после очередного скандала. В 2022-м под давлением ЕС парламент Болгарии снял свое вето. Взамен Северная Македония должна внести изменения в свою конституцию, прописав там положение о болгарском нацменьшинстве.
Еврокомиссия с нетерпением ожидает начала переговоров с Северной Македонией по основному блоку вопросов, когда будут выполнены условия, установленные Советом ЕС, сообщил «Известиям» официальный представитель Еврокомиссии. Среди условий — внесение поправок в основной закон.
— Северной Македонии необходимо продолжать реализацию реформ, связанных с ЕС, в частности в рамках блока «Основы», а именно связанных с функционированием судебной системы и способностью эффективно бороться с организованной преступностью и коррупцией, в том числе в делах о коррупции на высоком уровне. Кроме того, мы с нетерпением ожидаем принятия Северной Македонией конституционных поправок, включающих упоминание о гражданах, которые являются частью других народов, таких как болгары, — добавили в ЕК.
Стоит отметить, что лидеры правящей в Скопье партии ВМРО-ДПМНЕ не раз повторяли, что никогда не поддержат включение болгар в конституцию. В феврале 2025-го премьер Северной Македонии еще раз заявил, что не видит необходимости включения в конституцию «около 800 болгар». Однако это лишь те, кто заявляют о своей болгарской идентичности, всего болгарские паспорта имеет около 100 тыс. северомакедонских граждан. Действующая власть в Северной Македонии пока не демонстрирует готовности идти на уступки Болгарии, поэтому перспективы вступления в ЕС, вероятно, откладываются.
Кто еще может стать частью Евросоюза
Северная Македония — лишь одна из стран, которые ждут очереди на вступление в ЕС. В общей сложности у девяти стран сейчас есть статус кандидата. Среди них государства Балкан — Албания, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория. Кроме того, такой статус был предоставлен Украине, Молдавии, Грузии и Турции, которая ожидает вступления еще с 1999 года (заявку на вступление страна и вовсе подала в 1987-м). Потенциальным кандидатом считается Косово, однако независимость самопровозглашенной республики не признают пять стран Евросоюза — Румыния, Словакия, Испания, Кипр и Греция.
У балканских государств шансов на европейские перспективы больше, хотя их взаимные споры замедляют переговоры. К примеру, Сербия считает Косово частью своей территории. Босния и Герцеговина не сможет войти в ЕС без согласия своего энтитета — Республики Сербской. Дальше всех продвинулась Черногория, но ее заявку может заблокировать Хорватия из-за конфликта по поводу исторической памяти. Албания так и не решила проблемы черного рынка и организованной преступности.
Источник в Евросоюзе сообщил «Известиям», что Брюссель «полностью и недвусмысленно привержен перспективам членства Западных Балкан в ЕС». Более того, в декабре 2024-го Совет ЕС согласовал документ, в котором эта же приверженность касалась Украины и Молдавии. Турция остается кандидатом, а курс правительства Грузии был назван в нем «ставящим под угрозу европейский путь».
При этом у Украины, Молдавии и Грузии принципиально разная ситуация. В 2023 году ЕС предоставил статус кандидата Грузии, а с Украиной и Молдавией начались переговоры. Причем в поддержку европейских перспектив Тбилиси высказались в Болгарии, Венгрии и Хорватии.
Однако в 2024-м отношения Грузии и ЕС ухудшились: сначала грузинский парламент принял закон об иноагентах, против которого выступала оппозиция. Затем прошли парламентские выборы, по итогам которых правящая партия «Грузинская мечта» сохранила власть, но в стране начались массовые протесты. В ноябре 2024-го премьер Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о приостановке переговоров о вступлении в ЕС до 2028 года. В Брюсселе на этом фоне обсуждают введение санкций против закавказской республики.
Перспективы вступления Украины в ЕС обсуждаются в течение многих лет, но предметные переговоры Киева и ЕК стартовали летом 2024 года. Против европейских перспектив Киева открыто выступают Венгрия и Словакия. В Будапеште указывают на проблему венгерского меньшинства в Закарпатье, а также на нарушение свободы слова. В Словакии также считают, что Киев не готов к членству в ЕС, на позицию Братиславы влияет и решение Украины прекратить транзит российского газа через свою территорию.
В отличие от Украины главная проблема Молдавии — отсутствие общественного согласия по поводу вступления в ЕС. В октябре 2024 года в стране прошел референдум по закреплению в конституции курса на членство в Евросоюзе. Поправки поддержали лишь 50,35% проголосовавших, причем победа сторонников евроинтеграции была достигнута за счет голосов избирателей за границей.
Расширение ЕС отложено в долгий ящик из-за отсутствия средств и противостояния с Россией на Украине. Больше всего шансов на вступление у Черногории, Северной Македонии и Молдавии, сказал «Известиям» доцент РГГУ Вадим Трухачев. При этом в Брюсселе заинтересованы во вступлении богатой Норвегии, население которой дважды на референдумах в 1972 и 1994 годах отклоняло вступление в ЕС, резюмировал эксперт.
Известия. 21.02.2025