Сергей Шойгу: попытки Запада развалить Союзное государство обречены
Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко 6 декабря 2024 года на заседании Высшего госсовета утвердили Концепцию безопасности Союзного государства. О том, почему потребовался такой документ, как он разрабатывался и какие действия предусматривает, в эксклюзивном интервью ТАСС рассказал секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу.
— Концепция безопасности Союзного государства — собственно, что это за документ, почему он появился и какова его роль?
— В современных сложных условиях реализация согласованной политики в международных делах объективно необходима, а Концепция безопасности Союза Беларуси и России, утвержденная 28 апреля 1999 года, утратила свою актуальность. В связи с этим президентами России Владимиром Владимировичем Путиным и Беларуси Александром Григорьевичем Лукашенко 6 апреля 2023 года была принята резолюция Высшего государственного совета Союзного государства о разработке принципиально нового документа.
Во исполнение поручения лидеров наших стран под эгидой аппарата Совета безопасности Российской Федерации и Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь российско-белорусской межведомственной рабочей группой была проведена соответствующая работа.
При разработке концепции мы опирались на положения Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Беларусь, Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
По своей сути концепция — это документ стратегического планирования. В ней дана оценка ситуации в области безопасности в мире и на границах Союзного государства, определены официальные подходы участников Союзного государства — то есть России и Белоруссии — к обеспечению безопасности во всех ее измерениях.
В документе учтен накопленный нашими странами богатый опыт по противодействию планам внешних и внутренних деструктивных сил по развалу Союзного государства, а также разрыву традиционных связей между братскими российским и белорусским народами, закреплены общие стратегические цели, определены приоритеты, поставлены конкретные задачи. Существенно укреплены основы для формирования согласованной политики России и Белоруссии в сфере обеспечения безопасности Союзного государства и принципы, на которых эта политика будет строиться, включая координацию деятельности по обеспечению международной безопасности, более тесное сотрудничество в военной сфере, совместную деятельность в сфере общественной безопасности, обеспечение реализации прав граждан в социальной сфере, развитие экономической и научно-технической интеграции, обеспечение информационной, экологической и биологической безопасности, защиту традиционных ценностей, культурного наследия и единого исторического пространства.
— Какие обязательства Россия и Белоруссия берут на себя в соответствии с концепцией?
— В отличие от российско-белорусского договора о гарантиях безопасности, который был подписан в один день с утверждением концепции — 6 декабря 2024 года, концепция носит доктринальный характер и не подлежит ратификации. В то же время, как я уже говорил, это документ стратегического планирования.
Концепция состоит из шести основных разделов: "Общие положения", "Союзное государство в современном мире", "Стратегические интересы Союзного государства", "Приоритетные направления обеспечения безопасности Союзного государства", "Механизмы обеспечения безопасности Союзного государства", "Заключительные положения", которые задают основные направления работы. В их развитие будут приниматься законы, заключаться, при необходимости, соглашения, осуществляться другие практические меры.
— Оценки ситуации в современном мире, которые содержатся в концепции, скажем так, пессимистичны. Неужели все действительно так плохо? Не переоцениваются ли угрозы безопасности со стороны Запада?
— Наверное, следует сказать, что в разработке концепции принимали участие не только сотрудники аппаратов советов безопасности России и Белоруссии, но и ведущие ученые и эксперты из министерств и ведомств, ответственных за вопросы безопасности во всех сферах жизни наших стран и Союзного государства.
Поэтому в оценках, которые там содержатся, нет ни пессимизма, ни оптимизма. Они объективны. Угрозы безопасности Союзного государства и его участников, обозначенные в концепции, являются, скажем так, ясными и настоящими.
Не секрет, что последние годы и даже десятилетия отмечены ростом и расширением спектра угроз в отношении Союзного государства и его членов. В обновленных в 2022 году Стратегии национальной безопасности США и Стратегической концепции НАТО прямо обозначена необходимость "глобальной борьбы" против России и ее союзников, воспринимающихся как серьезные угрозы безопасности
Это подтверждается и действиями. Политика западных стран стала откровенно враждебной. Западом спровоцирована и поддерживается кризисная ситуация на Украине. И эта борьба со страниц концепций НАТО перешла в совершенно практическую работу — расширение блока, активность у границ России и Белоруссии. Мы видим, что осуществляется активное наращивание потенциала
Североатлантического альянса на его восточном фланге. Повышается интенсивность военных учений вблизи территории России и Белоруссии с отработкой не только оборонительных, но и наступательных действий. НАТО последовательно понижает порог применения ядерного оружия, укрепляет ядерный компонент в военном планировании. Действия США и их сателлитов привели к деградации механизмов контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения.
Предпринимаются попытки подорвать международные усилия по предотвращению гонки вооружений в космосе и превратить космическое пространство в новую сферу вооруженного противостояния. На фоне повышения конфликтности и обострения геополитического соперничества в мире возрастают риски силового столкновения крупных государств, в том числе с участием ядерных держав.
Против России и Белоруссии развязана идеологическая и ценностная агрессия, введены незаконные экономические ограничения. Идет активное обесценивание международных структур (ВТО, ВОЗ, ОЗХО и т.д.), они все больше становятся политическими инструментами. Не прекращаются попытки дестабилизации внутренней обстановки, подрыва общественных устоев, навязывания чуждой неолиберальной идеологии
Эти действия прямо направлены на ослабление наших стран и продиктованы стремлением лишить нас суверенитета и права свободно выбирать собственный путь развития и реализовывать стратегические интересы.
— Россия и Белоруссия вместе оказались под западными санкциями. Какое влияние это оказало на создание концепции?
— Конечно, сложившиеся обстоятельства нашли в ней отражение. Концепция, хотя прямо в ней это не говорится, предусматривает опору на собственные силы и возможности в стратегически важных измерениях функционирования наших государств. Поэтому в ней предусмотрено проведение согласованной макроэкономической политики, сближение систем государственного стратегического планирования, формирование единой промышленной и аграрной политики Союзного государства, совместная работа над обеспечением независимости от импорта, поддержка внутреннего рынка труда, развитие научных исследований и высоких технологий и другие меры, направленные на снижение зависимости Союзного государства от внешней конъюнктуры.
— Предусматривает ли концепция применение ядерного оружия в случае агрессии против участников Союзного государства?
— Более четко это зафиксировано в "Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания", которые также были обновлены в 2024 году, и в российско-белорусском Договоре о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства. В соответствии с политическим решением, принятым у нас с учетом пожеланий белорусской стороны, теперь российский "ядерный зонтик" обеспечивает защиту нашего ближайшего союзника в тех же рамочных сценариях, в которых Россия допускает ядерное реагирование в целях собственной обороны. А именно при отражении нападения с применением оружия массового поражения или агрессии с использованием обычного оружия, создающей критическую угрозу для суверенитета или территориальной целостности.
Вместе с тем в концепции затрагиваются смежные вопросы. Среди ключевых задач по обеспечению военной безопасности прямо указаны:
— поддержание военного потенциала государств-участников на уровне, обеспечивающем военную безопасность Союзного государства;
— своевременное выявление существующих и перспективных военных опасностей и военных угроз, их нейтрализация политическими, дипломатическими, правовыми, экономическими, информационными и иными средствами;
— реализация мероприятий по стратегическому сдерживанию.
При этом отмечу, что концепция предполагает устранение предпосылок для возникновения войн и вооруженных конфликтов, предотвращение рисков применения ядерного и других видов оружия массового уничтожения.
— В концепции отдельно говорится о противодействии гибридному воздействию на население Союзного государства для его дискредитации и создания искусственных поводов для дестабилизации социально-политической обстановки. Насколько опасная ситуация складывается в сфере обеспечения внутренней стабильности и устойчивости государств-участников?
— Попытки вмешательства во внутренние дела России и Белоруссии со стороны недружественных стран предпринимаются регулярно и носят весьма разноплановый характер. Имеет место прямая подрывная деятельность зарубежных специальных служб, не прекращаются попытки раскачать обстановку изнутри, особенно в преддверии выборов. С этой целью задействуются информационные ресурсы, неправительственные организации и фонды. Намеренно распространяется деструктивная идеология, поощряются проявления сепаратизма, продолжаются попытки стимулирования негативных социальных процессов и разжигания протестных настроений.
С учетом того, что Запад, несмотря на огромные финансовые расходы и всеобъемлющую поддержку киевского режима, не смог изменить ход специальной военной операции на Украине, вполне можно прогнозировать, что основная ставка вновь будет сделана на дестабилизацию ситуации в Союзном государстве изнутри
Упреждающие меры нами принимаются — как индивидуально, так и коллективно. В концепции они также предусмотрены.
— В качестве одного из приоритетов в концепции обозначена защита традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение и развитие культурно-исторической общности и самобытности народов Союзного государства. Какое отношение это имеет к обеспечению безопасности?
— Постановка вопроса понятна. Отношение — самое что ни на есть прямое.
Процессы деградации общества могут проходить и сами по себе — в истории тому масса примеров. Но в ряде случаев их поддерживают извне и целенаправленно, навязывая деструктивные модели поведения. Одним из наиболее эффективных инструментов такой подрывной работы является принудительная подмена ценностей. Или, если другими словами, ценностная агрессия.
На Западе ценностная агрессия используется в качестве инструмента утверждения собственного господства и реализации своих интересов довольно давно. Если вдуматься, то ставшая крылатой фраза "забрать в обмен на бусы" является отличной иллюстрацией политики по насаждению обманным путем выгодной для колонизаторов системы ценностей на завоевываемых территориях
Там, где западники встречались с сильным государством, в ход шли и более жестокие методы — например, подсаживание людей на наркотики, принудительное изменение социального уклада, поддержка того, что сейчас называют деструктивными течениями и идеологиями, насаждение культа неограниченного потребления и многое другое.
Следствиями ценностной агрессии являются непоправимый ущерб нравственному здоровью личности и постепенное разрушение общества. Как результат, государство слабеет.
Защита традиционных духовно-нравственных ценностей — это работа, направленная на предотвращение такого саморазрушения.
Другой момент, прямо с этим связанный, — защита исторической памяти. Народ, который не помнит и не чтит свою историю, становится уязвимым к манипулированию извне, теряет нравственные ориентиры. Здесь уместно вспомнить слова Михаила Васильевича Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего".
У России и Белоруссии в этом смысле общие подходы. Мы считаем, что подрастающие поколения должны воспитываться в духе патриотизма, уважения к боевым и трудовым подвигам наших предков. Важно сохранить преемственность поколений на основе традиций и устойчивых нравственных принципов.
Беседовала Вероника Романенкова
ТАСС. 24.01.2025