«Сегодняшние реалии – это разворот грузопотоков на Восток и в Азию»
Страны ЕАЭС обсуждают с Азербайджаном, Бахрейном, Ираном, Индией, Катаром, Кенией, ОАЭ, Оманом, Саудовской Аравией и Узбекистаном их участие в развитии транспортного коридора «Север — Юг», сообщил «Известиям» министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев. Дискуссия ведется как в двухстороннем формате, так и на площадке Евразийской экономической комиссии. Основная задача — выстроить «бесшовную» логистику. В союзе активно развивают цифровизацию в железнодорожном, автомобильном и авиатранспорте. В частности, стороны прорабатывают возможность внедрения информационной базы данных авиационных событий на пространстве ЕАЭС для систем управления безопасностью полетов стран союза. О расширении транспортных коридоров в 2025-м и сотрудничестве союза с третьими государствами — в эксклюзивном интервью Арзыбека Кожошева «Известиям».
«Проект совместных мероприятий ЕАЭС и СНГ по транспортным коридорам до 2030 года подготовлен»
— Ранее сообщалось, что ЕЭК и исполком СНГ планируют подготовить план совместных мероприятий, направленных на развитие транспортных коридоров до 2030 года. Какие основные проекты будут включены в него?
— Чтобы углубить интеграцию и объединить усилия с СНГ по вопросам развития транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве, мы выступили с инициативой по участию ЕЭК в работе координационных органов, действующих в соответствии с соглашением о развитии международных транспортных коридоров на территории государств — участников СНГ. Инициатива поддержана министрами транспорта государств — членов ЕАЭС и СНГ.
Проект совместных мероприятий по транспортным коридорам ЕАЭС И СНГ до 2030 года подготовлен. В нем предусмотрены подготовка и реализация документов, составляющих право ЕАЭС и СНГ в области транспорта, инфраструктуры, логистики и развития международных транспортных коридоров. Таким образом, два крупнейших интеграционных объединения на евразийском пространстве — ЕАЭС и СНГ получат возможность синхронизировать работу в вопросах развития транспортной инфраструктуры и транспорта в целом.
Сейчас проект плана проходит согласование в странах СНГ, ждем результаты согласования и планируем подписать документ в ближайшее время.
«Проект «Север — Юг» важен для всех стран ЕАЭС»
— Для России проект «Север — Юг» считается крайне важным. Как взаимодействуют страны ЕАЭС по этому треку и планируется ли привлечение новых участников в следующем году к коридору?
— Страны ЕАЭС уделяют повышенное внимание вопросам развития международного транспортного коридора «Север — Юг» как одному из приоритетных направлений развития перевозок для союза в целом. Коридор считается одним из перспективных проектов, призванных обеспечить на новом уровне транспортную связанность наших стран с рынками ключевых партнеров. Также предусматривается, что он станет мощным и надежным евразийским транспортным маршрутом в формировании устойчивого транспортного каркаса ЕАЭС.
Поиск новых торговых путей был всегда в приоритете повестки ЕАЭС. Сегодняшние реалии — это разворот грузопотоков на Восток и в Азию, в сторону Глобального Юга. Важно сделать так, чтобы новые маршруты были максимально удобными и доступными для использования. Поэтому транспортные коридоры, считающиеся традиционными и проходящие по территории наших стран, получили новое прочтение. Это касается и проекта «Север — Юг».
Он важен для всех стран ЕАЭС. Но и не только для них. Евразийские транспортные коридоры, которые по идее вполне могут рассматриваться как Евразийский транспортный каркас, стали ключевыми логистическими элементами, которые связывают страны ЕАЭС с Ближним и Дальним Востоком, Восточной Африкой и Южной Азией. Это одно из приоритетных направлений развития перевозок для ЕАЭС в целом. Собственно, поэтому и продолжается работа по развитию трех основных маршрутов южной части МТК «Север — Юг» — транскаспийского, западного и восточного.
Реализуются мероприятия по развитию портов Каспийского бассейна и налаживанию прямого паромного сообщения на Каспии. Также сейчас проводится работа по организации регулярного контейнерного сервиса и «раскатке» маршрутов контейнерных перевозок. Помимо этого, принимаются решения об установлении специальных тарифных условий на перевозки и ведется работа по ускорению таможенного контроля.
Помимо этого, правительство Республики Армения в этом году презентовало инициативу «Перекресток мира». В соответствии с ней планируется повышение транспортной связуемости с соседними странами в железнодорожном и автомобильном сообщении и увеличение пропускной способности МТК «Север — Юг» в части, проходящей через территорию Армении.
Россия в том числе ведет работу по присоединению Туркменистана к соглашению о международном транспортном коридоре «Север — Юг». Для создания единой сети западного маршрута коридора также было принято решение об участии России в проекте строительства железнодорожной линии «Решт — Астара».
С Ираном, который подал заявку на получение статуса наблюдателя при ЕАЭС, и Узбекистаном, который уже наблюдатель при ЕАЭС, а также с другими странами — Индией, Катаром, ОАЭ, Оманом, Азербайджаном, Кенией, Бахрейном, Саудовской Аравией ведется проработка участия в развитии двусторонних и транзитных перевозок по этому коридору. Все усилия направлены на то, чтобы устранить «узкие места» и выстроить «бесшовную» логистику.
«Работаем над запуском пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR»
— Зачем ЕАЭС нужна цифровизация в транспортной сфере и какие проекты обсуждаются или реализуются при поддержке ЕЭК?
— Цифровая трансформация — это способ создать «бесшовную логистику» для того, чтобы транзитный потенциал стран ЕАЭС был реализован в полной мере. Цифровизация дает инструментарий для решения таких задач, так создается своего рода экосистема с включением в нее разных решений и подходов.
Страны ЕАЭС очень много делают в этом направлении. Мы со своей стороны тоже вносим свою лепту. Например, сегодня в ЕАЭС разработаны и согласованы общие подходы по сотрудничеству в сфере цифровизации транспортной деятельности, а также определены перспективные направления развития интеграции в этой области. Помимо этого, создано информационное обеспечение автомобильного контроля на внешней границе ЕАЭС. Проект включает обмен сведениями о результатах транспортного контроля, в том числе это данные об оплате сборов, штрафов и устранении нарушений. Всё это происходит в режиме реального времени. Пока процесс работает на уровне госструктур. В перспективе доступ к нему получат и перевозчики, которые смогут получать необходимые данные через национальные информационные системы.
Очень важный элемент цифровизации транспорта — электронный документооборот. Так, в ЕАЭС уже реализована инициатива железнодорожных операторов по переходу на безбумажный обмен транспортными и товаросопроводительными документами. Железные дороги Белоруссии, Казахстана и России перевели на безбумажные технологии практически все грузовые перевозки за исключением отдельных категорий грузов.
В автотранспорте такое нововведение тоже готовится. Мы работаем над запуском пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR. Такой пилот уже был реализован Россией и Белоруссией, результаты положительные. Ожидается, что применение технологии позволит снизить время на оформление груза в десятки раз. При этом нужно понимать, что проект требует наличия у национальных операторов электронного документооборота, признания юридического статуса накладной, трансграничного взаимодействия на уровне B2B.
Еще один вектор развития — внедрение интеллектуальных систем в транспортной деятельности. Комиссия сконцентрировалась на разработке концепции взаимодействия национальных систем. Подготовка концепции по их взаимодействию — в завершающей стадии. Ее реализация позволит создать единое пространство, в котором перевозчик будет получать стандартизированную информацию о погодных условиях, возможных заторах и дорожно-транспортных происшествиях.
Авиасообщение в ЕАЭС мы тоже не обошли вниманием. Прорабатывается инициатива внедрения информационной базы данных авиационных событий на пространстве союза для систем управления безопасностью полетов стран. Это нужно для координации усилий государств-членов по единому подходу к применению стандартов и практик Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в сфере безопасности полетов.
Все эти меры будут способствовать созданию в регионе Большой Евразии развитой сети транспортной инфраструктуры, восприимчивой к интеллектуальным технологиям и цифровым решениям.
— С I квартала 2025 года в проект «Бесшовный транзит» будет включена Белоруссия. Насколько это повлияет на эффективность коридора?
— В ноябре представители Казахстана на заседании консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК презентовали проект «Бесшовный транзит», который был запущен в мае этого года по маршруту Китай — Казахстан — Узбекистан. Проект упрощает грузоперевозки в регионе Центральной Азии, Транскаспийского маршрута и стран Закавказья. Можно в автоматическом режиме администрировать контейнерные перевозки железнодорожным транспортом по маршрутам из Китая в Центральную Азию и Европу через железнодорожный пункт пропуска Алтынколь на казахстанско-китайской границе.
В планах в I квартале 2025 года запустить его по маршруту Китай — Казахстан — Россия — Беларусь. Предполагается, что разработчики цифровой платформы проведут оценку возможности масштабирования проекта и на автомобильные перевозки в рамках ЕАЭС.
— Россия и Киргизия работают над созданием нового маршрута для организации взаимных грузоперевозок. Сообщалось, что этот логистический маршрут для доставки товаров пройдет через акваторию Каспийского моря, Туркменистан и Узбекистан. На каком этапе сейчас находится проект?
— На площадке ЕЭК обсуждался проект Республики Кыргызстан по строительству железной дороги «Китай — Кыргызстан — Узбекистан», которая станет новым железнодорожным широтным транспортным маршрутом. Его решено реализовать на национальном уровне, он не включен в перечень приоритетных проектов ЕАЭС и на площадке ЕЭК. В настоящее время кыргызская сторона реализует этот проект.
Стоит отметить, что у проекта этой железной дороги множество возможных вариантов дальнейшего развития маршрута — как на Россию (через порт Туркменбаши — порт Астрахань / порт Оля / порт Махачкала), так и на Турцию, Европу и Афганистан.
Ранее руководство Кыргызстана отмечало, что процесс развития системы транспортных коридоров переживает период их объединения, и анонсировало скорое строительство дороги, которая свяжет север и юг республики, а также обеспечит пересечение путей «Север — Юг» и «Восток — Запад». Предварительно, дорога будет пролегать через Узбекистан, Туркмению и включать в себя акваторию Каспийского моря.
Так, развитие автотранспортных коридоров и соединение автомобильных и железных дорог Кыргызской Республики с автомобильными и железными дорогами соседних государств не только обеспечит увеличение транзитного и экономического потенциала страны, но и существенно упростит передвижение товаров между республикой и сопредельными странами.
Беседовала Елизавета Борисенко
Известия. 27.12.2024