О добавленной стоимости нацпроектов
У каждой эпохи находятся свои знаковые слова. Для позднего советского времени таким словом стало «дефицит», а к 90-м годам прошлого века прочно приклеилось «лихие». Слово «нацпроект» пока молодое, но для большинства россиян хорошо знакомое. Нацпроекты — это десятки модернизированных или созданных с нуля промышленных предприятий, тысячи километров проложенных и реконструированных автодорог, десятки тысяч поддержанных экспортеров и сотни тысяч новых рабочих мест. А еще это идеология — в России можно и нужно строить новые современные школы, больницы, аэропорты, внедрять цифровые технологии и решения. О том, с какими вызовами сталкиваются нацпроекты в ходе структурной трансформации экономики, и что могут сделать институты развития, бизнес и наука для роста их добавленной стоимости, рассуждает доктор экономических наук, директор Института экономики РАН Михаил Головнин.
Россия вступает в новый экономический цикл — страна находится в активной фазе структурной трансформации экономики. Ее результаты будут определять развитие страны на ближайшие годы, если не десятилетия. Как и прежде, этот период нашего развития будет увязан с реализацией национальных целей, но уже в обновленном виде. Об этом на недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заявил глава государства. Национальные проекты направлены на достижение целей развития России. Именно поэтому президент в своих выступлениях призывает к взаимоувязке наццелей и нацпроектов с ориентиром на повышение качества жизни обычных людей.
Для экономистов это не фигура речи. В текущем цикле национальных целей большое внимание уделяется экономической составляющей. И это объективно на фоне новых вызовов и нарастающего санкционного давления. Все главные задачи 2025 года — переход на траекторию сбалансированного роста с низкой безработицей и умеренной инфляцией, наращивание производственного потенциала, развитие экономики предложения, технологический суверенитет и фокус на качестве жизни людей в городах и регионах — связаны с экономикой. Отдельный вызов — пересборка глобальной повестки в реальном времени. Тут важно создание новой или адаптация существующей международной финансовой инфраструктуры на основе «БРИКС плюс» как альтернативы политически мотивированным ограничениям.
Такая работа требует серьезного ресурса и пойдет сразу по нескольким направлениям — это и государственные программы, и проекты с привлечением бизнеса. Важная роль у институтов развития, которые объединяют возможности использования государственных и частных средств для инвестиций в приоритетные отрасли, поддерживают экспортеров. Показательно, что на Совете по нацпроектам было заявлено об организации рабочей группы по координации деятельности институтов развития. Предполагается, что в связке с правительством она сможет сконцентрировать усилия различных отраслевых институтов развития, имеющих собственное видение приоритетов и различные ресурсы, в единое русло, что призвано повысить эффективность решения задач и скорость достижения целей.
Можно было бы привести успешные примеры такой координации и связной реализации важнейших проектов развития в других странах. Но мы столкнулись с беспрецедентными вызовами на фоне структурной трансформации экономики и поэтому нам нужно опираться на свой опыт, собственные подходы. Поэтому не случайно на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам президент поручил председателю государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Игорю Шувалову возглавить рабочую группу по координации деятельности институтов развития в рамках национальных проектов. Пока о задачах группы известно немного. Но то, что в ее состав войдут главы федеральных ведомств и представители финансово-экономического блока правительства, — сигнал к, возможно, довольно широкому функционалу новой структуры.
Госкорпорация ВЭБ.РФ с 2021 года координирует ключевые институты развития, сфокусированные на поддержке отдельных секторов экономики: экспорта, малого и среднего бизнеса, высоких и цифровых технологий и тому подобное. Важно, что господдержка по каждому из направлений обеспечивает серьезный приток частных инвестиций, а сам инструментарий постоянно дополняется с учетом запросов рынка — это кредиты, гарантии и поручительства, гранты, фонды акционерного капитала и так далее. Уже есть примеры реализации успешных проектов, например, обновление аэропортов в 12 регионах в рамках нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры». Кроме того, малые и средние предприниматели получают по линии Корпорации МСП льготное кредитование и поручительства, Российский экспортный центр предоставляет экспортерам более 140 мер финансовой и нефинансовой поддержки в рамках нацпроекта по экспорту и так далее.
Но надо понимать, что в ходе структурной трансформации экономики институты развития неизбежно сталкиваются с новыми вызовами и должны будут корректировать подходы с учетом расширения национальных приоритетов и сохраняющихся узких мест в привлечении частных инвестиций. В новых условиях на ВЭБ ложится задача не просто объединить в периметре организаций развития различные проекты, а попытаться, оценивая результаты их совокупной реализации, достичь того самого кумулятивного эффекта добавленной стоимости, который они призваны создавать. Такой подход позволит реализовать модель, когда институты развития становятся драйверами роста в ходе структурной трансформации экономики за счет мультипликативного эффекта, более активного привлечения средств частных инвесторов, подключения лучшей доступной экспертизы и тому подобное. И тут как раз международный опыт показывает, что альтернативы институтам развития нет.
Однако реализация этого подхода невозможна без еще одной составляющей — важна не только финансовая деятельность институтов развития, но и экспертная, консультационная. Необходимо проведение исследований с привлечением организаций, обладающих высоким научным и экспертным потенциалом в различных сферах. На Совете по стратегическому развитию глава государства, заявляя о создании рабочей группы, подчеркнул, что особая роль в составлении и реализации нацпроектов отводится Российской академии наук и деловым объединениям.
В конечном счете успех национальных проектов — это командная работа государства, бизнеса и организаций развития с привлечением возможностей науки. Государство свой шаг сделало — на структурную трансформацию экономики выделяются огромные деньги, создаются условия для притока частных инвестиций. Теперь необходимо запустить механизм привлечения частного бизнеса и науки к решению новых национальных задач, в том числе с помощью институтов развития.
Комсомольская правда. 26.12.2024