Как победа Трампа перезапустила дискуссии о завершении боев на Украине
Мария Васильева, Екатерина Постникова, Валентина Шварцман
Победа Дональда Трампа активизировала дискуссию вокруг конфликта на Украине, который тот обещает закончить еще до инаугурации. Что предлагает его команда и как к этому относятся в Москве, Киеве и Европе — в материале РБК.
Что может предложить команда Трампа
Одним из главных предвыборных обещаний Дональда Трампа, касающихся внешней политики, было завершение боевых действий на Украине «за 24 часа», причем еще до его официального вступления в должность 20 января 2025 года. Когда республиканца спросили на сентябрьских дебатах, как именно он планирует урегулировать российско-украинский конфликт, он заявил, что его уважают лидеры России и Украины, поэтому он «просто» позвонит одному, позвонит другому и соберет их «в одном месте». «Я бы сказал Зеленскому, что хватит. Ты должен заключить сделку. Я бы сказал Путину: если ты не заключишь сделку, мы дадим ему [Зеленскому] очень много. Мы [дадим Украине] больше, чем они когда-либо получали, если понадобится», — говорил республиканец в интервью Fox News еще в июле 2023 года.
Вскоре после победы на выборах Трамп провел серию телефонных разговоров с десятками мировых лидеров, в том числе с президентом Украины Владимиром Зеленским. С российским лидером Владимиром Путиным республиканец пока не созвонился, но предположил, что их разговор вскоре состоится.
На протяжении президентской гонки Трамп в основном напирал на то, что пользуется доверием лидеров обеих стран и что смог бы предотвратить разгорание конфликта, если бы остался в Белом доме; при этом он ни разу не делился самим видением мирного урегулирования (поясняя, что если обнародует свои планы, то не сможет ими воспользоваться, когда придет время).
Куда больше о том, каким республиканская администрация видит возможное мирное соглашение, рассказал его «номер два» Джей Ди Вэнс. В интервью YouTube-шоу бывшего морпеха Шона Райана в сентябре Вэнс заявил, что Трамп планирует предложить России, Украине и Европе самим обсудить точные параметры мирного урегулирования, и, возможно, они могли бы выглядеть так:
- текущая линия соприкосновения становится демилитаризованной зоной, укрепления вдоль которой призваны предотвратить «повторное вторжение России»;
- Украина дает России гарантии своего нейтралитета, отказываясь от вступления в НАТО и другие союзнические структуры;
- Германия и другие страны Европы берут на себя финансирование восстановления Украины.
7 ноября газета The Wall Street Journal (WSJ) сообщила со ссылкой на соратников Трампа, что тот пока не выработал какой-то единый мирный план, а предложения его ближайших советников сильно разнятся, но при этом сходятся в одном — в отказе от позиции прежней администрации, предполагающей, что Украина сама должна определить сроки начала мирных переговоров. Также подразумевается заморозка конфликта вдоль текущей линии фронта и создание демилитаризованной зоны протяженностью почти 1,3 тыс. км. Собеседники издания утверждают, что «переходная команда» республиканца не планирует задействовать для обеспечения перемирия американских военных или миротворцев международных организаций, финансируемых Вашингтоном; хотя администрация Трампа будет готова организовать обучение для будущих миротворцев и оказать иную поддержку, «ствол пистолета будет европейским».
В «переходной команде» также считают необходимой «временную приостановку» процесса вступления Украины в НАТО, причем в одном из предложенных планов речь идет о периоде не менее чем в 20 лет — взамен США продолжат «накачивать Украину оружием для предотвращения будущей атаки со стороны России». Еще в июне агентство Reuters сообщало, что два ближайший советника Трампа — Кит Келлог и Фред Флейтц — порекомендовали тому пригрозить Киеву прекращением поставок вооружений, чтобы принудить его к переговорам с Россией. Если же от диалога откажется Москва, то бывшие чиновники советовали, напротив, нарастить объемы военной помощи Украине.
Какой вариант из предложенных выберет Трамп, прогнозировать сложно — он довольно часто принимает независимые решения по вопросам безопасности, порой идущие вразрез с рекомендациями его подчиненных (на что жаловались бывшие сотрудники его администрации в многочисленных мемуарах). На протяжении последних месяцев Трамп неоднократно критиковал Байдена за излишнее расходование средств на поддержку Украины; Зеленского же он назвал «лучшим продавцом в истории», имея в виду, что тому раз за разом удавалось получать от США внушительную финансовую и военную помощь. Более того, в ходе предвыборной гонки Трамп неоднократно давал понять, что мирное урегулирование потребует уступок со стороны Киева и что «любая сделка, даже самая плохая, была бы лучше, чем то, что мы имеем сейчас».
На встрече с Зеленским в сентябре республиканец заявил о возможности выработать решение, которое устроило бы обе стороны. В ходе первого послевыборного раунда телефонных переговоров с европейскими лидерами, как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, Трамп по крайне мере во время одного из звонков обсуждал свой подход к мирным переговорам и признал, что не может просто вынудить Украину пойти на уступки Путину, не пообещав ей ничего взамен.
Что о возможности урегулирования говорят Россия и Украина
Путин на победу Трампа и его заявления об урегулировании конфликта отреагировал на следующий день после американских выборов — на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи он заявил: «То, что было сказано по стремлению восстановить отношения с Россией, способствовать завершению украинского кризиса, на мой взгляд, мне кажется, это заслуживает внимания как минимум».
Тогда же Путин поздравил Трампа с избранием и сказал, что готов с ним работать. «Я не считаю зазорным и со своей стороны ему позвонить. Не делаю этого, потому что руководители западных государств с какого-то этапа чуть ли не каждую неделю мне звонили, а потом вдруг прекратили. Не хотят — ну и не надо. Мы, как видите, живы, здоровы и ничего — развиваемся, идем вперед», — сказал российский лидер, отметив, что, если кто-то из западных коллег «захочет возобновить контакты», он ничего против не имеет.
Про «план Трампа», который привела WSJ, российский президент ничего не сказал. До него эту тему прокомментировал его представитель Дмитрий Песков. По его оценке, это больше «похоже на план The Wall Street Journal по Украине»; в тексте «все обезличенное», и публикации по урегулированию «носят все более и более абстрактный характер», отметил он.
Скептически к этой публикации отнеслись и в офисе президента Украины — его советник по коммуникациям Дмитрий Литвин усомнился в достоверности изложенного изданием этого плана. «Настоящие планы президентов вряд ли анонсируются в газетах. А российских вбросов в газетах всегда много», — сказал Литвин 7 ноября журналистам (цитата по «Интерфакс-Украина»).
Зеленский при этом демонстрирует, что готов к активным контактам с администрацией Трампа: он поздравил республиканца с победой еще 6 ноября в своих аккаунтах, затем созвонился с ним и поздравил лично, а после упомянул новоизбранного президента в своем выступлении на саммите Европейского политического сообщества в Будапеште. «Конечно, мы еще не можем знать, какими будут его [Трампа] действия. Но надеемся, что Америка станет сильнее. Именно такая Америка нужна Европе. А сильная Европа — это то, что нужно Америке», — сказал Зеленский. Как сообщила испанская El Pais, ссылаясь на источники в администрации Зеленского, Киев начал «дипломатическое наступление» на Трампа, чтобы убедить его и дальше поддерживать Украину.
Поздравляя Трампа, украинский президент сказал, что ценит его приверженность подходу «мир через силу», — Зеленский считает, что и США, и весь мир выиграют, когда этот принцип найдет отражение в политике 47-го президента. Эту же мысль Зеленский упомянул в своей речи на саммите в Будапеште. «Не должно быть иллюзий, что проявлением слабости или торговлей какими-то европейскими позициями или статусом какой-либо европейской страны можно купить справедливый мир. Это просто так не работает. Мир — это вознаграждение только для сильных. Потому альтернативы сильной Европе нет. А для силы, конечно, важно единство», — сказал Зеленский.
Чуть позже на том же саммите он высказался и про урегулирование. Он назвал безответственными предложения о прекращении огня без предоставления Украине «действенных гарантий безопасности» — «понятных, реальных, в которые мы верим, а не просто риторических». Просто прекращение огня, продолжил он, это модель, которую предлагают лидеры Бразилии и Китая и которая «прекрасно подходит» России. «Прекращение огня, а потом другое? Надо четко понимать, что такое «другое», — резюмировал Зеленский.
Что о будущем Украины думают в Европе
Лидеры ЕС обсудили положение Украины в свете победы Трампа на саммите Европейского политического сообщества, прошедшего 7 ноября в Будапеште. Всего в этом форуме, который появился в 2022 году, после начала российской военной операции, с целью обсуждения глобальных вызовов, приняли участие более 40 государства, включая Украину.
Озабоченные будущим трансатлантического партнерства представители ЕС вновь подчеркнули, что дальнейшая военная поддержка Киева отвечает интересам Европы. «В наших интересах, чтобы автократы этого мира получили очень четкий сигнал о том, что важно верховенство закона, а не право на власть», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, отметив, что теперь блок должен быть един как никогда, поскольку по отдельности его члены справиться с предстоящими проблемами не смогут.
8 ноября дер Ляйен сообщила в соцсети X, что провела «отличный» телефонный разговор с Трампом. «С нетерпением ждем укрепления связей ЕС и США и совместной работы по решению геополитических проблем», — отметила она, добавив, что обсуждала с Трампом оборону, Украину, торговлю и энергетику.
Глава Евросовета Шарль Мишель, в свою очередь, отметил в Будапеште, что по некоторым вопросам с новой администрацией США будет легко сотрудничать, по некоторым — сложнее. «Мы хотим усилить Украину, потому что понимаем, что ее усиление означает усиление нас самих», — отметил Мишель, выразив надежду, что американское общество осознает опасный сигнал, который получит остальной мир, если не противостоять авторитарным режимам.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте, который также присутствовал на встрече в Будапеште, заявил, что важно видеть в украинском кризисе проблему, которая выходит за пределы Европы. Он также упомянул военное сотрудничество России и КНДР, назвав его «угрозой не только для европейской части НАТО, но и для США».
Президент Франции Эмманюэль Макрон, в свою очередь, заявил, что Европа не может вечно делегировать вопросы безопасности региона американцам. «Нам нужно уметь защищать себя», — заявил он, предупредив, что Европа не должна превратиться в «травоядное животное, окруженное хищниками».
Канцлер ФРГ Олаф Шольц прибыл в Будапешт только поздним вечером, поскольку был занят проблемами, вызванными развалом правящей коалиции. В этом контексте, как пишет Reuters, к опасениям ЕС по поводу сворачивания американской военной поддержки Киева добавился и страх потери второго ключевого военного донора Украины в лице Германии.
С большим оптимизмом к переизбранию Трампа отнесся разве что хозяин саммита — премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который на протяжении всей предвыборной гонки в США публично поддерживал республиканца. Орбан убежден, что именно Трамп сможет завершить конфликт на Украине.
C 1 июля к Венгрии на полгода по ротационному принципу перешло председательство в Евросовете. Слоган Будапешта — «Сделаем Европу снова великой» — практически повторяет лозунг Трампа во время кампании 2016 года.
Reuters прогнозирует, что теперь изоляция Орбана в ЕС, который подвергался критике Брюсселя в том числе за его летнюю поездку в Россию в рамках «мирной миссии», может уменьшиться, а сам он имеет шанс превратиться в посредника между Вашингтоном и Европой.
На саммите Орбан отметил, что выделение Украине долгосрочной помощи в размере €50 млрд из бюджета Евросоюза стало «открытым вопросом» после победы Трампа. «Вопрос в том, если Америка не будет участвовать в финансировании в будущем, то как европейцы будут заниматься этим самостоятельно и готовы ли мы к этому или к этому готовы лишь единицы?» — пояснил он.
Страны ЕС согласовали пакет помощи для Киева на €50 млрд в феврале, после нескольких недель напряженных переговоров с Будапештом.
В эфире радиостанции Kossuth 8 ноября Орбан предположил, что США выйдут из конфликта на Украине после того, как Трамп вступит в должность президента. «На фронте [Украина терпит] военное поражение, американцы собираются выйти из этой войны. О Трампе много чего говорят, но есть одна вещь, в которой никто не сомневается: он ненавидит войну», — заявил глава венгерского правительства.
На пресс-конференции по итогам саммита ЕПС Зеленский также сообщил, что им не удалось подписать с Венгрией двустороннее соглашение о безопасности (на данный момент подобный договор с Киевом заключили уже более 20 стран). По словам украинского лидера, это стало невозможно, поскольку Будапешт отказался внести в него пункт о поддержке вступления Украины в НАТО.
РБК. 08.11.2024