Грузия откладывает Евросоюз в долгий ящик
Георгий Двали, Тбилиси
Власти Грузии в четверг объявили о решении «до 2028 года не ставить в повестку дня вопрос об открытии переговоров по членству в ЕС». Местные эксперты убеждены, что решение правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) могло быть еще более радикальным, если бы не упоминание в конституции страны курса на вступление в ЕС и НАТО.
О том, что Грузия на текущем этапе отказывается от переговоров по членству в ЕС, на специальном брифинге в партийном офисе ГМ «Дворец царя Ростома» заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе. «Мы решили до 2028 года не ставить в повестку дня вопрос об открытии переговоров по членству в ЕС»,— сообщил премьер, добавив, что его правительство на тот же период отказывается от любых бюджетных грантов от Европейского союза.
Объясняя столь радикальное решение, глава кабинета министров отметил, что вопрос вступления Грузии в ЕС определенные силы в Брюсселе «используют в качестве инструмента для шантажа» республики. Ираклий Кобахидзе назвал подобный подход «категорически неприемлемым», заметив при этом, что интеграция в ЕС «не должна преподноситься как милостыня».
Председатель правительства напомнил европейским коллегам, что Грузия — «древняя христианская страна с самобытной культурой», а вступив в ЕС, она «не только обогатится сама, но и обогатит Европу».
Заявление Ираклия Кобахидзе прозвучало через два часа после того, как Европейский парламент принял беспрецедентно жесткую резолюцию о непризнании итогов парламентских выборов 26 октября и необходимости проведения в стране нового голосования под международным контролем. Кроме того, Европарламент советует Еврокомиссии ввести санкции против руководителей Грузии и пересмотреть режим безвизовых поездок грузинских граждан в страны Шенгена.
Аналитик независимого информационного агентства Nation.ge Давид Авалишвили сказал «Ъ», что ГМ «сыграла на опережение», отказавшись от переговоров. По его словам, власти могли бы действовать еще более радикально (то есть полностью отказаться от вступления в Европейский союз), если бы не статья 78 конституции, вменяющая в обязанность всем государственным институтам «делать все для вступления Грузии в ЕС и НАТО».
Однако, судя по всему, жесткая резолюция Европарламента и открытая поддержка Западом грузинской оппозиции — это не единственные причины роста скептицизма в правящих кругах относительно европейских перспектив Грузии. Накануне спикер парламента Шалва Папуашвили рассказал в интервью телекомпании «Рустави-2»: если Грузия вступит в ЕС, то будет вынуждена ввести визовый режим со многими государствами. В том числе с РФ, откуда на грузинские курорты приезжают сотни тысяч туристов. Шалва Папуашвили намекнул, что именно россияне создают «погоду» в туристическом секторе, приносящем стране ежегодно $4–4,5 млрд. Кроме того, спикер предупредил: после получения полноправного членства в ЕС Тбилиси придется разорвать соглашения о свободной торговле со множеством стран. При этом Грузия больше не сможет продавать вино в Россию, куда экспортируется около 70% объемов, а это, как отметил господин Папуашвили, «приведет к полному коллапсу виноделия в стране».
Вторя партийным лидерам, министр иностранных дел Мака Бочоришвили заявила журналистам, что Грузия «сейчас не готова к вступлению в ЕС так же, как ЕС не готов принять Грузию в свой состав».
Тем временем один из лидеров оппозиционной партии «Единое национальное движение» бывший министр обороны страны Георгий Барамидзе назвал решение властей «исторической изменой». И призвал население «выступить против сворачивания с многовековой траектории развития грузинской государственности в сторону Европы».
Коммерсантъ. 28.11.2024