Зеленский подумает об изменении политики США после 5 ноября
Наталья Приходко
Хотя в Киеве осознают возможные риски изменения политики Вашингтона после президентских выборов 5 ноября, но надеются на сохранение двухпартийного консенсуса по вопросу поддержки Украины. Об этом заявил украинский президент Владимир Зеленский, который в то же время явно рассчитывает на интернационализацию военного конфликта с Россией вследствие раскручивания «корейского фактора».
Комментируя возможность отказа США от помощи Украине после президентских выборов 5 ноября, украинский лидер Владимир Зеленский рассказал накануне на пресс-конференции, что не слышал от экс-президента Соединенных Штатов Дональда Трампа слов о прекращении поддержки Киева. Но киевские власти осознают вероятные риски, связанные с изменением политики Вашингтона в отношении Украины, подтвердил Зеленский. И добавил: «Знаете, если это произойдет, это будет большая победа Путина. И большой проигрыш Запада, демократии и свобод».
На актуальную тему возможного прекращения огня после президентских выборов в США глава украинского государства высказался и в интервью для The Times of India. Он признал, что без американской поддержки Украине будет очень сложно, и тут, конечно, многое будет зависеть от выборов в Соединенных Штатах, «но не все». И если политика Вашингтона изменится, «тогда и будем думать, что с этим делать, точно не сейчас», – отметил президент Украины.
Впрочем, в Киеве слишком много рассуждают о выборах в Соединенных Штатах и слишком мало думают о том, что надо сделать самим, заметил в комментарии для «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев. По его словам, в первую очередь киевским руководителям следовало бы опасаться, что не успеют откликнуться на озвученные в июне мирные предложения президента РФ Владимира Путина до того, как от Украины почти ничего не останется. При том, что очевидно, дальнейшая поддержка США продолжит влиять на ситуацию на фронте. Но также понятно, что соответствующие позиции Вашингтона сегодня в большей степени определяются ведомствами, отвечающими за внешнюю и оборонную политику, нежели конкретными персонами, находящимися в Белом доме. Тогда как сам Дональд Трамп в ходе предыдущего пребывания там хотя и продемонстрировал изменение американской политики по каким-то направлениям, но в вопросах поддержки Украины она осталась инерционной. И более того, Трамп стал первым президентом, отправившим американское летальное оружие для Киева, напомнил Силаев. Собственно, продолжил он, если бы Украине не поставляли вооружение США и НАТО, и не случилось бы специальной военной операции РФ (СВО).
Между тем в упомянутом выше интервью президент Зеленский также говорил о том, как индийский премьер-министр Нарендра Моди мог бы повлиять на завершение военных действий. Правда при этом перечислил меры, на практике призванные обеспечить успех Украины в продолжающихся боевых действиях. В частности, Индия могла бы приобщиться к блокированию российской экономики и развитию ее военно-промышленного комплекса, указал украинский лидер. И в то же время заверил, что заинтересован в окончании военного конфликта с РФ, и не исключил проведения в Индии второго саммита по выдвинутой им еще в ноябре 2022 года «формуле мира», которая тоже подразумевала достижение договоренностей на условиях Киева.
Любопытно, что одновременно и советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил, что сейчас проведение переговоров с Россией представляется нонсенсом. Поскольку опять же Киев должен принудить Москву к переговорному процессу на собственных условиях. А для этого наряду с масштабными санкциями, к которым могла бы присоединиться и Индия, важно перенести военные действия в большем объеме на российскую территорию, нанося больше ударов и применяя больше оружия, конкретизировал Подоляк.
Его слова также подтверждали, что, несмотря на участившиеся сообщения об отходе Вооруженных сил Украины (ВСУ) из все новых населенных пунктов в Донбассе, киевские власти по-прежнему нацелены на продолжение военного сценария. И в этом смысле общий сюжет весьма оживили сообщения западных и украинских СМИ о возможной отправке порядка 12 тыс. военнослужащих из КНДР в Россию. По этому поводу в Киеве за последние дни прозвучало немало заявлений, из которых следовало, что ситуацию на фронте несколько тысяч северокорейских солдат не переломят, но на изменение общего фона повлияют. Что, в свою очередь, помогло бы реализовать давнее желание Киева напрямую вовлечь в военный конфликт с РФ и своих зарубежных партнеров. Вот и в телефонном разговоре с южнокорейским коллегой Юн Сок Елем были достигнуты договоренности об усилении обмена разведданными и активизации контактов на всех уровнях, рассказал во вторник в Telegram-канале президент Зеленский. И заключил: «Вывод один – этот военный конфликт интернационализируется и выходит за пределы двух государств».
Видимо, то, что на данную тему появилось несколько публикаций и президент России их прокомментировал в уклончивой манере, напугало многих, подчеркнул Николай Силаев. И продолжил: «Но вообще-то у нас пока нет информации о присутствии северокорейских военнослужащих в Курской области. Хотя мы что-то слышали об их прибытии в Россию. Но здесь они могут заниматься самыми разными вещами. Например, это могут быть отличники боевой и политической подготовки, приехавшие к нам на отдых. Из-за чего, понятно, не должна последовать интернационализация конфликта». Уж не говоря о том, уточнил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, что громче всех сейчас говорят об интернационализации конфликта те, кто снабжает Киев разведданными для нанесения ударов по российской территории и продолжает поставлять ему оружие, а также готовить украинских военнослужащих.
* * *
О продолжающихся попытках Украины поддерживать внимание США к конфликту в Европе пишут и авторы общественно-политических Telegram-каналов.
"То, что Киев хочет втянуть НАТО в конфликт любой ценой, понятно давно. Теперь понятно и насколько «любой» – вплоть до ядерной войны, с учетом нашей неизбежной реакции на факт применения «Томагавков», - отмечает "Мейстер". - И надо понимать, что чем яснее будет осознание, что помощи ждать не стоит, тем радикальнее будут попытки. И если просьбы в виде «плана победы» не работают, то значит потребуются провокации, которые будут использоваться для усиления этих просьб. Другое дело, что демонстрируемое нежелание НАТО лезть в прямой конфликт может эти провокации и предотвратить – понимание того, что хозяин будет очень недоволен, часто останавливает самых буйных «торпед».
Независимая газета. 29.10.2024