У грузинской оппозиции появился кандидат в премьер-министры из США
Артур Аваков
Президент Грузии Саломе Зурабишвили в интервью оппозиционному TV Pirveli заявила, что скоро узнает, кто должен стать следующим премьер-министром страны. При этом глава парламентской республики не исключила, что может выдвинуть на эту роль себя. По словам Зурабишвили, с понедельника она начнет обсуждать кандидатов на пост нового руководителя правительства с оппозиционными партиями, которых ранее призывала объединиться для победы над «Грузинской мечтой».
«У меня уже есть кандидат. Я вам сейчас не скажу, кто это, потому что нам надо сначала посоветоваться со сторонами и прийти к соглашению... Я уверена в одном, что мы должны сегодня объявить правительство, избиратели должны заранее знать, кто туда войдет, и это должны быть профессионалы высокого уровня», – заявила Зурабишвили.
Президент предлагает оппозиционным партиям распределить между собой министерские портфели в «техническом правительстве», которое просуществует год, а затем пройдут новые парламентские выборы. При этом Зурабишвили не стала однозначно отвечать на уточняющий вопрос, может ли она сама стать главой правительства. «Ничто в жизни не исключено, это тот тяжелый урок, который я усвоила за эти годы. Я думаю, что сегодня мы на правильном пути, и нам не следует сходить с него», – пояснила Зурабишвили.
Тем временем оппозиция отнеслась к предложению президента как минимум с осторожностью. Так, представитель партии «За Грузию» Теона Акубардия сообщила, что в ее организации вообще не поддерживают идею технического правительства, но из уважения к Зурабишвили готовы участвовать в консультациях. Член «Гирчи» Александр Раквиашвили уверен, что на практике ни одна партия, подписавшая в мае «Грузинскую хартию», не будет всерьез обсуждать с президентом кандидатов в премьер-министры. «Меньше всего меня воодушевила роль кандидата в премьер-министры... Буду с интересом следить за «Санта-Барбарой», которая скорее всего начнется, когда они начнут торговать кандидатом на пост премьер-министра», – сказал Раквиашвили.
Тем временем депутат от «Грузинской мечты», председатель комитета по процедурным вопросам и регламенту парламента Ираклий Кадагишвили обвинил Зурабишвили в очередном нарушении Конституции, так как никакого «технического» правительства быть не может. «Оппозиция настолько непопулярна в обществе, что президент придумала следующую конструкцию – люди, не бойтесь, это будет только на один год, чтобы мы могли провести выборы по своему вкусу», – отметил Кадагишвили.
Политолог Гиа Абашидзе рассказал «НГ», что вероятным фаворитом Зурабишвили на роль премьера может оказаться Ника Гилаури, который уже занимал эту должность с 2009 по 2012 год, во время правления Михаила Саакашвили. «Сейчас некоторые медиа прочат ему возвращение в правительство, если на выборах победит оппозиция. При этом Гилаури никак нельзя назвать «техническим кандидатом», он был и остается слугой Саакашвили», – сказал эксперт.
При этом Абашидзе отметил, что оппозиция пытается убедить своих избирателей, что «Грузинская мечта» наберет на выборах только около 30%, а остальные голоса достанутся ее противникам. «Так бывает перед каждым голосованием. Потом выясняется, что победила партия власти, оппозиция пытается раскачать улицу, ничего не выходит, потому что у нее нет массовой поддержки, и страна живет дальше», – рассказал Абашидзе.
По словам эксперта, недавно Гилаури вернулся в Грузию из США. При этом после 2012 года он работал в различных частных финансовых компаниях в Турции, странах Евросоюза и Африки. На протяжении 12 лет он не заявлял о политических амбициях, но теперь утверждает, что готов донести свои взгляды до любой партии и лично Зурабишвили.
«Помимо интеграции в Евросоюз, что является важнейшей задачей Грузии, существует еще и очень важный потенциал, возможность для нашей страны стать региональным хабом, экономическим хабом и центром занятости», – так Гилаури представил свое видение будущего TV Pirveli.
Политолог Ника Читадзе считает, что Зурабишвили поздно решила начать согласование состава временного правительства. В частности, до выборов осталось меньше месяца, а партиям в любом случае нужно провести дебаты между собой, чтобы понять, кто должен войти в кабинет министров и на каких условиях. «Пока партии не называли своих кандидатов в премьер-министры, но они у них наверняка есть. Конечно, было бы лучше, если бы в Грузии было что-то вроде «теневого правительства». При этом сама Зурабишвили вряд ли захочет возглавить правительство. Судя по всему, ей больше нравится роль символа Грузии, которая при этом не обременена ответственностью перед страной», – полагает Читадзе.
Независимая газета. 06.10.2024