Энергия БРИКС+: двигатель нового мирового порядка

Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ)


Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай»

Даже в традиционном формате пяти стран БРИКС выглядела мощным конгломератом в энергетической сфере. В ее состав входили крупнейший экспортер углеводородов (Россия) и крупнейший потребитель энергоресурсов (Китай). А после расширения с 1 января 2024 года объединение становится настоящим энергетическим гигантом.

С добавлением трех углеводородных держав в состав БРИКС она стала обладателем около 40 процентов мировых доказанных запасов нефти и более 50 процентов запасов газа. Со стороны спроса на объединение приходится 47 процентов планетарного потребления первичной энергии, или почти в 1,5 раза больше, чем у стран «Группы семи» (включая весь Евросоюз).

То, что центр потребления энергии смещается из развитых стран, объединенных под брендом «Группа семи», в так называемые «развивающиеся» страны, хорошо известно. Но масштабы этой трансформации за последние тридцать лет на самом деле колоссальны. Если в 1992 году страны «семерки» и формально не входящие в нее государства ЕС потребили 174,5 экзаджоуля первичной энергии и это было чуть больше половины от мирового спроса, то в 2022 году объемы выросли всего на 11 процентов, а доля сократилась до 32 процентов. В целом глобальный спрос на энергию за три десятилетия подскочил на 73 процента.

Государства, которые сейчас входят в объединение стран БРИКС, в 1992 году использовали всего 95,3 экзаджоуля, или 27 процентов мировой первичной энергии, что почти вдвое меньше показателя нынешнего состава «Группы семи» с учетом всего ЕС. Тридцать лет спустя объемы спроса на энергию в БРИКС выросли в 2,9 раза до 276 экзаджоулей, а доля превысила 45 процентов. То есть роли предводителей первого мира и лидеров «развивающегося» поменялись.

Сам энергетический баланс стран «семерки» и БРИКС сильно различается. БРИКС – это оплот потребления угля, прежде всего за счет Китая и Индии, энергопотребление в которых базируется именно на угле. В результате на БРИКС приходится 70 процентов глобального спроса на этот вид топлива, что в 5 раз больше, чем у стран «Группы семи», включая ЕС, по итогам 2022 года.


Энергия БРИКС+: двигатель нового мирового порядка


Международный дискуссионный клуб "Валдай". 18.10.2024

Читайте также: