Дефицит кадров до 2035 года составит почти 4,5 миллиона человек

Анастасия Башкатова


Более десяти лет назад в стране была поставлена задача по созданию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Это требовалось для повышения эффективности производств и уровня жизни работников. К 2024 году насчитывается около 24 млн таких мест. Что, однако, не помогло снизить ограничения со стороны предприятий, о которых так много говорят теперь в Центробанке. Экономике стали нужны не столько рабочие места, сколько люди – специалисты, способные обеспечивать технологический суверенитет.

Отечественная обрабатывающая промышленность пока еще находится в очень уязвимом положении с точки зрения доступности для нее высококвалифицированных кадров. Это следует из обзора Высшей школы экономики (ВШЭ).

Коэффициент «покрытия» (выпускники/потребность, в процентах). Насколько удастся до 2035 года удовлетворить потребности предприятий в кадрах за счет выпускников. Источник: ЦМАКП

Институт статистических исследований и экономики знаний ВШЭ рассчитывает индекс кадровой уязвимости. В его основе баланс мнений предприятий по поводу фактического изменения занятости и зафиксированного недостатка квалифицированных кадров. Чем выше значение индекса, тем уязвимее предприятие, и наоборот.

Как выяснилось, для предприятий обрабатывающей промышленности значение индекса почти достигло отметки 8, в распределительной отрасли оно находится около отметки 7,5, что свидетельствует о критической остроте кадровых проблем. В добывающей промышленности значение индекса при этом не превысило 3,5 – тоже показатель уязвимости, но в существенно более мягком варианте.

Судя по выводам, на которые ссылаются в ТАСС, по сравнению со вторым кварталом 2024-го ситуация с кадрами ухудшилась в полиграфии, производстве электрического оборудования, в сфере ремонта и монтажа машин и оборудования и т.д.

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) указал на все еще не решенное противоречие российского рынка труда. «Избыточная занятость и наблюдаемый дефицит труда (особенно для сложных производств) – одно целое», – сообщил в презентации, посвященной контурам экономического развития страны в ближайшие 10 лет, директор направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

Как он пояснил, с одной стороны, часть работодателей поддерживают «искусственную, избыточную занятость на предприятиях», мешая тем самым расти производительности труда. Это, отметим, становится в том числе следствием социальных установок – нежелания работодателей провоцировать недовольство местных жителей. Что особенно актуально в случае градообразующих предприятий.

С другой стороны, низкая производительность влечет за собой дальнейшую недооценку труда: работников сохранили, в том числе неконкурентоспособных, но все они получают относительно небольшую зарплату. А уже это создает не раз упомянутую экономистами «ловушку дешевого труда»: у предприятий так и не появляется экономически убедительных мотивов для технологической модернизации производств и, допустим, для замещения труда некоторых работников роботами. В итоге, по замечанию Дмитрия Белоусова, «все большую роль на производстве играют недостаточно квалифицированные кадры», и это сказывается на качестве.

«Поэтому политика стимулирования создания новых рабочих мест должна сопровождаться: комплексной модернизацией существующих; созданием гибкого рынка труда вплоть до «оргнабора»; созданием современной системы профпереподготовки; развитием рынка жилья и среды для комфортной жизни», – перечислил Белоусов.

Еще в 2012 году перед российской экономикой была поставлена задача по созданию 25 млн высокопроизводительных (или модернизированных) рабочих мест. Обозначенные изначально сроки достижения этой цели несколько растянулись, но по итогам 2023 года в стране, судя по данным Росстата, насчитывалось уже более 24 млн таких мест.

Однако их наличие, как можно судить, не помогло в полной мере преодолеть ограничения со стороны предложения, то есть со стороны предприятий, испытывающих на фоне подскочившего спроса разнообразный дефицит (оборудования, мощностей и особенно кадров). Это те ограничения, о которых сейчас так много говорит, в частности, Центробанк, обосновывая повышение ключевой ставки.

Как заявляли в Центробанке, число рабочих мест в экономике РФ продолжает расти темпами в 100–200 тыс. в месяц. Не все из них, конечно, именно высокопроизводительные, но вариантов для трудоустройства становится явно больше. Однако в том и состоит проблема, что инновационное рабочее место или даже просто качественное и перспективное рабочее место оказываются бесполезными без присутствия на них именно соответствующих поставленным задачам специалистов.

Судя по тем данным, которые привел в презентации Дмитрий Белоусов, в целом в российской экономике дефицит специалистов может достичь оценочно почти 4,5 млн человек в период до 2035 года.

Допустим, в группе профессий по направлению техники и технологий наземного транспорта такой дефицит оценивается за указанный период в размере почти 820 тыс. человек. В группе профессий, связанных с промышленной экологией и биотехнологиями, речь идет об ожидаемом дефиците кадров на уровне около 790 тыс. человек. В сфере машиностроения – тоже около 790 тыс. человек. Применительно к профессиям, связанным с техникой и технологиями строительства, ожидаемый в течение 10 лет дефицит кадров оценивается примерно в 470 тыс. человек.

Также в группу «дефицитных профессий» с разными показателями вошли варианты, связанные с легкой промышленностью, сельским хозяйством, электроникой, фотоникой и приборостроением и т.д. Примечательно, что в числе дефицитных упомянуты и те профессии, которые имеют отношение к экономике и управлению (нехватка кадров ожидается в размере 240 тыс. человек), однако в этом случае проблема стоит уже явно не столь остро.

Судя по презентации, в ЦМАКП ожидают, что за период до 2035 года в российской экономике удастся за счет выпускников примерно на 80% удовлетворить кадровую потребность предприятий по таким направлениям, как ветеринария, а также как раз упомянутые экономика и управление. То есть дефицит специалистов хоть и сохранится, но все же он будет относительно терпимым.

Однако по такому направлению, как «фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии» потребность предприятий в специалистах будет до 2035 года удовлетворена за счет выпускников лишь примерно на 9%.

Независимая газета. 13.10.2024

Читайте также: