План победы Зеленского лишили одного из двух ключевых условий

Наталья Приходко


Секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу заявил, что «Россия не пойдет на переговоры из-за Курска», написали во вторник киевские СМИ. Их внимание к данному заявлению также обуславливалось сообщениями западных коллег о том, что «план победы», который украинский лидер Владимир Зеленский пообещал вскоре представить в Вашингтоне и который затем планировалось положить в основу следующего «саммита мира», в числе двух ключевых условий предполагал принуждение России к переговорам на условиях Киева в результате успеха Вооруженных сил Украины в Курской области. Впрочем, Россия и ранее призывала к всеобъемлющему урегулированию украинского конфликта, тогда как Киев продвигал такие переговорные форматы, что помогли бы навязать Москве неприемлемые для нее условия, уточнили эксперты.

Киевские СМИ по-разному интерпретировали слова секретаря Совета безопасности РФ Сергея Шойгу о том, что Москва не намерена вести переговоры с Киевом, пока Вооруженные силы Украины (ВСУ) не будут выдворены с территории России. Как написало одно из ведущих украинских изданий, Шойгу «выдал, что Россия не пойдет на переговоры из-за Курска». В другом же СМИ это высказывание трактовали как новое условие Москвы для диалога с Киевом. При этом украинские журналисты дружно опровергли утверждение секретаря Совбеза России о том, что вторгнувшиеся 6 августа в Курскую область подразделения ВСУ планировали террористическую акцию по захвату Курской АЭС.

Активное внимание к упомянутым заявлениям из Москвы, очевидно, обуславливалось также опубликованными в тот же день сообщениями о деталях «плана победы» президента Украины Владимира Зеленского. Свой план он рассчитывал вскоре представить в Вашингтоне в ходе поездки для участия в Генассамблее ООН. Затем его предполагалось положить в основу второго саммита мира, который планируется организовать до конца текущего года. Указанный проект, по сведениям испанского информагентства EFE, включал две основные составляющие, подразумевавшие активизацию международного давления на Россию, а также использование в качестве рычага успешные действия ВСУ в Курской области с целью принудить Москву к переговорам на условиях Киева и его западных партнеров. При этом эффективность давления на Россию во многом будет зависеть от привлечения государств Глобального Юга, в частности Китая и Индии. А в целом при активном использовании обоих упомянутых рычагов воздействия президент Зеленский надеется завершить военный конфликт с РФ уже к концу этой осени, напомнили в информагентстве.

Но как выходило, заявленные расчеты на то, что Курская операция ВСУ вынудит Россию согласиться на переговоры на чужих условиях, были перечеркнуты предупреждением главы российского Совбеза. Любопытно, что во вторник в Киеве также процитировали свежий отчет американского Института изучения войны (ISW), где предполагалось, что Кремль, видимо, пытается сформировать определенные международные мирные посреднические усилия в военном конфликте с Украиной. При этом российская сторона демонстрирует нежелание участвовать в добросовестных переговорах с Киевом. А предложенную в ноябре 2022 года президентом Зеленским «формулу мира» (подразумевавшую фактический отказ России от всех территорий, вошедших в ее состав по результатам референдумов весны 2014 года и осени 2022 года, включая и Крым) называет «ультиматумом», указали аналитики IWS. И в качестве доказательств стремления Москвы организовать альтернативную переговорную миссию, которая конкурировала бы с идеями первого саммита мира, проведенного в июне в Швейцарии, привели накануне встречи представителей РФ с коллегами из Бразилии и Индии на полях заседания Совета сотрудничества России и стран Персидского залива в Саудовской Аравии. В ходе этих переговоров также обсуждалась проблематика украинского военного конфликта, но детали в российском МИД не раскрыли, констатировали авторы отчета. И тем самым подчеркнули свои опасения насчет того, что и первое условие «победного плана» Зеленского – по привлечению незападных стран к давлению на РФ – тоже может оказаться перечеркнутым.

Впрочем, как напомнил «НГ» директор Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО Иван Сафранчук, и президент России Владимир Путин, и глава МИД Сергей Лавров и ранее указывали, что возможность переговоров была сорвана курским рейдом ВСУ. При этом напрасными объявлялись как надежды Киева на то, чтобы в результате предпринятой операции припереть Россию к стенке, дабы разговаривать с нею с позиции силы, так и расчеты на срыв наступления ВС РФ на Донбассе. И тут представляется показательным, что вторжение ВСУ в Курскую область было осуществлено в условиях, когда в окружающих странах после провала прошлогоднего украинского контрнаступления постепенно начали складываться общественные настроения в пользу мирного урегулирования, заметил Сафранчук.

В то же время, продолжил он, очевидно, на Западе начали допускать возможность победы России в текущем конфликте. И хотя пока никто не может определить, какими могут стать конкретные параметры предполагаемой победы: скажем, дойдут ли российские ВС до границы с Польшей, или возьмут Киев, или освободят собственную конституционную территорию (с регионами, вошедшими в состав РФ на основе референдумов). Но, похоже, западных союзников Киева беспокоит не то, как все это может закончиться, главное, чтобы завершение конфликта не выглядело для всех как победа России. И если, например, ее подразделения выйдут на границы конституционной территории, а Киев останется под управлением нынешних украинских властей, то такой вариант может оказаться для Запада менее подходящим в сравнении со сценарием, при котором ВС РФ возьмут Киев, но это будет обеспечено ценой, чреватой в том числе чрезмерными имиджевыми издержками на международной арене, сопоставимыми с моральным поражением. Именно поэтому с конца прошлого года и инициируются различные форматы урегулирования, призванные навязать России такие решения, которые она не собирается принимать определил аналитик.

Правомерность подобных сомнений на днях подтвердил и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Александр Литвиненко. Как он заявил в интервью, Россия «имеет другую стратегическую культуру, нежели Запад» и пока не готова к серьезным переговорам, а потому говорить с ее представителями надо только с позиции силы. Примечательно, что при этом, прокомментировав вторжение ВСУ на Курскую область, Литвиненко привел новые обоснования ее целей в дополнение к ранее называвшимся и предполагавшим как принуждение к переговорам, так и отвлечение российских сил от продолжающегося наступления на Донбассе, прежде всего на Покровском направлении. По определению же главы СНБО, Курскую операцию украинские подразделения начали, чтобы предотвратить российское нападение на Сумскую область, поднять боевой дух в украинской армии и «разозлить» президента РФ.

Независимая газета. 10.09.2024

Читайте также: