Новая сессия о главном
Алексей Забродин; Екатерина Мур, Нью-Йорк
В Нью-Йорке 24 сентября началась Неделя высокого уровня Генассамблеи (ГА) ООН. Центральным событием первого дня ключевого международного форума стало выступление президента США Джо Байдена, в последний раз в своем нынешнем качестве обратившегося к слушателям с трибуны всемирной организации. В прощальной речи глава Белого дома затронул чуть ли не все глобальные проблемы и вызовы. Лишь небольшая, но при этом крайне эмоциональная часть выступления была посвящена российско-украинскому конфликту. Впрочем, он и без господина Байдена третий год подряд остается главной темой дискуссий о безопасности в рамках Недель высокого уровня.
Два года подряд российско-украинский конфликт находился на первой строчке повестки Недели высокого уровня ГА ООН, традиционно проходящей в сентябре. На этот раз съезд мировых лидеров и дипломатов в Нью-Йорке не стал исключением. Другое дело, что у конфликта на востоке Европы в 2024 году появился конкурент в виде кризиса на Ближнем Востоке, усиливающий общую обеспокоенность состоянием глобальной безопасности. Однако президент Украины Владимир Зеленский, который заранее приехал в США и привез с собой «план победы», способный, по его словам, привести к скорому прекращению боевых действий, явно не был настроен позволить мировой общественности сместить фокус внимания.
Не дожидаясь официального старта Недели высокого уровня, господин Зеленский сразу же начал продвигать свою инициативу.
Особенно его интересовало сохранение концентрации на российско-украинском конфликте Соединенных Штатов, проходящих через предвыборный период.
Накануне на полях ГА ООН Владимир Зеленский встретился с двухпартийной делегацией Конгресса, которой рассказал о ситуации на фронте и потребностях ВСУ, а также потребовал поспособствовать своевременным поставкам обещанной военной помощи. Рассказал президент Украины американским законодателям и о «плане победы», который он в ближайшие дни намерен презентовать Джо Байдену, а также кандидатам в президенты США — демократке Камале Харрис и республиканцу Дональду Трампу.
Последний на днях подтвердил возможность встречи с Владимиром Зеленским, но накануне решил высказаться по российско-украинскому конфликту, чем, судя по украинским СМИ, вызвал недовольство в Киеве. Так, экс-президент США заявил, что украинский лидер каждый раз, приезжая в США, возвращается домой с $60 млрд. Господин Трамп дал понять, что хотя бы из экономии он в случае победы на выборах намерен положить конец боевым действиям. Как именно, экс-президент традиционно не уточнил.
Между тем в преддверии трех главных для себя встреч и собственного выступления на трибуне ГА ООН Владимир Зеленский устроил марафон переговоров с различными коллегами. Место среди них нашлось не только союзникам Киева, как, например, канцлеру ФРГ Олафу Шольцу, но и президенту Парагвая Сантьяго Пенье, которому украинский президент предложил присоединиться к коммюнике первого «саммита мира», состоявшегося в июне в Швейцарии, и рассказал о желании Киева «завершить эту войну как можно скорее».
Особое внимание привлекла встреча господина Зеленского с премьером Индии Нарендрой Моди, в августе приезжавшим в Киев, где ему было предложено провести второй «саммит мира» на индийской территории. Впрочем, завершились эти переговоры без особых прорывов.
Так или иначе, внимание к украинскому кризису, несмотря на его продолжительность, сохранялось, о чем косвенно свидетельствовало, например, заявление президента Ирана Масуда Пезешкиана, который, находясь в Нью-Йорке, внезапно выразил готовность «сесть за стол переговоров с европейцами и американцами, чтобы вести диалог» по урегулированию конфликта на востоке Европы.
«Мы никогда не одобряли российскую агрессию против украинской территории»,— неожиданно добавил господин Пезешкиан.
В целом же, если судить по начавшимся 24 сентября выступлениям мировых лидеров с трибуны ООН, российско-украинский конфликт в глазах большинства крепко увязан с глобальной безопасностью и вызывает все большую тревогу. А потому выступавшие старались дать понять, что без колебаний бы поддержали его скорейшее завершение.
Открывавший дискуссии на Неделе высокого уровня генсек ООН Антониу Гутерриш отметил, что «мир оказался в вихре потрясений», первым из которых в списке главы всемирной организации стоял как раз украинский кризис. По его мнению, «настало время справедливого мира, основанного на Уставе ООН, международном праве и резолюциях ООН», поскольку «больше так продолжаться не может».
В схожем ключе выступил и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, посетовавший на «ослабление коллективной способности к переговорам и диалогу» и «эскалацию геополитических споров», среди которых ключевыми, по мнению политика, оказались украинский и ближневосточный кризисы.
«Мы видим, как на Украине разрастается война без какой-либо перспективы мира. Бразилия решительно осудила вторжение на украинскую территорию. Но уже ясно, что ни одна из сторон не сможет достичь всех своих целей военными средствами… Поэтому создание условий для возобновления прямого диалога между сторонами имеет решающее значение в настоящее время»,— сказал господин да Силва, призвав мировое сообщество поддержать бразильско-китайский план мирного урегулирования.
Ключевым же моментом первого дня Недели высокого уровня стало выступление с трибуны ООН Джо Байдена. И не в последнюю очередь потому, что для него оно было последним и, возможно, в связи с этим вышло, мягко говоря, слишком уж всеобъемлющим.
Несмотря на стремление Владимира Зеленского сконцентрировать основное внимание мирового сообщества, собравшегося в эти дни в Нью-Йорке, на украинской проблеме, в речи господина Байдена Украина стала лишь одним из элементов.
В отличие от предыдущих ораторов, глава Белого дома начал издалека и вспомнил, как более полувека назад впервые избрался сенатором США в 29-летнем возрасте. Он отметил, что за этот длинный период США и мир пережили немало кризисов, которые ставили международное сообщество на грань катастрофы. По словам политика, на пост президента он пришел с мыслью положить конец эпохе войн и именно поэтому принял «сложное, но верное решение» вывести американские войска из Афганистана.
Наконец, господин Байден заговорил и об Украине, заявив: «Мы защитили Устав ООН и обеспечили выживание Украины как свободной нации». Тут было не вполне понятно, имеет ли он в виду США, союзников или мировое сообщество. По словам президента, Россия намеревалась «уничтожить Украину» и «ослабить НАТО», однако эти цели не были достигнуты.
«Нам всем предстоит сделать выбор. Продолжим ли мы поддерживать Украину, чтобы помочь ей выиграть эту войну или сохранить свободу, или отступим и позволим агрессии возобновиться, а нации — быть уничтоженной? Я знаю свой ответ. Мы не можем устать, мы не можем отвести глаза. И мы не ослабим поддержку Украины, пока она не добьется справедливого и прочного мира в соответствии с Уставом ООН»,— заверил Джо Байден и перешел к другим проблемам современности, коснувшись и войны на Ближнем Востоке, и кризиса в Судане, и изменения климата, и угроз искусственного интеллекта, и других вызовов.
Камера в момент речи Джо Байдена несколько раз выхватила сидящего в зале Владимира Зеленского, который крайне напряженно вслушивался в слова президента США, от которого, как сам недавно заявил украинский лидер, зависят будущее конфликта и даже его скорейшее завершение.
Сменивший господина Байдена на трибуне президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжил начинание коллег и призвал всех к диалогу, который «обеспечит территориальную целостность и суверенитет Украины». И пообещал, что Анкара, несмотря на «сужение пространства для дипломатии», приложит для этого дипломатические усилия «с удвоенной силой».
В целом, судя по первому дню Недели высокого уровня, в Нью-Йорке прозвучит немало похожих друг на друга речей.
Выступление главы МИД РФ Сергея Лаврова, который также отправился за океан на 79-ю сессию ГА ООН, ожидается 28 сентября. И оно наверняка будет резко отличаться от прочих.
Коммерсантъ. 24.09.2024