Центральную Азию встраивают в глобальную политику
Сергей Жильцов, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России
Западные страны последовательно расширяют взаимодействие со странами Центральной Азии, которым отводится важная роль в планах экономического развития и реализации инфраструктурных проектов. Повышенное внимание к Центральной Азии со стороны внерегиональных государств вызвано кардинальными изменениями в мировой экономике. Для Китая территория стран Центральной Азии представляет привлекательный маршрут поставок товаров в Европу. Для США и ЕС значение центральноазиатских государств определяется долгосрочными задачами развития экономик. Кроме того, страны региона интересны Западу с точки зрения санкционной политики в отношении России.
Для вовлечения в орбиту своих интересов центральноазиатских стран внерегиональные государства используют широкий инструментарий. Так, в последние годы Центральной Азии были предложены различные многосторонние форматы. Были проведены саммиты на высшем уровне с Россией, Китаем, США, ЕС, Германией и Индией, с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива. В ходе данных мероприятий со странами Центральной Азии обсуждались многочисленные варианты участия в многосторонних и двусторонних инфраструктурных проектах в энергетической и транспортной сферах, достигнуты договоренности о расширении инвестиционного сотрудничества.
Для ЕС и США наибольший интерес представляют проекты, которые в конечном счете должны нанести урон экономическим возможностям России, ограничить или полностью исключить ее из цепочек поставок товаров, понизить уровень сотрудничества с центральноазиатскими государствами. В частности, одним из проектов Запада, в котором Центральной Азии отводится ключевая роль, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ). Запущенный в 2017 году, в настоящее время он рассматривается в качестве важной составляющей развития экономических отношений между ЕС и Китаем. В 2023 году товарооборот между ними составил 780 млрд долл. Несмотря на торговые противоречия с Китаем, ЕС намерен расширить с ним торговлю.
ЕС планирует значительно увеличить объемы поставок по ТМТМ. В 2023 году по маршруту было перевезено 2,7 млн т грузов. В ближайшие годы ЕС намерен довести объем перевозок по ТМТМ до 20 млн т грузов. Для осуществления данных планов Брюссель анонсировал предоставление кредитов на сумму до 10 млрд евро. В перспективе Брюссель рассчитывает увеличить объем финансирования.
Продвижение своих интересов Брюссель намерен осуществлять в рамках стратегии «Глобальные ворота», запущенной в декабре 2021 года Европейской комиссией. Стратегия направлена на реализацию проектов, в том числе в энергетическом и транспортном секторах. Основной упор планируется сделать на финансирование транспортной отрасли.
Приоритетными направлениями финансирования в рамках станут проекты, направленные на модернизацию портовой инфраструктуры, а также автомобильной и железнодорожной сетей в Казахстане и Азербайджане, которые являются ключевыми участниками ТМТМ. Повышенное внимание ЕС будет уделять строительству судов, которые будут осуществлять перевозки товаров через Каспийское море между Казахстаном и Азербайджаном.
Интерес Брюсселя к ТМТМ объясняется долгосрочными экономическими планами. Расширение пропускной способности ТМТМ рассматривается ЕС в качестве необходимого условия получения надежного доступа к месторождениям редкоземельных металлов, расположенных в Центральной Азии. Именно эти месторождения представляют особый интерес для Брюсселя. Доступ к ним рассматривается в качестве шага, направленного на снижение зависимости от поставок из России и Китая. Переговоры о доступе к этим месторождениям, их разработке и вывозу сырья в Европу проводились в ходе визита верховного представителя Евросоюза Жозепа Борреля в Казахстан и Киргизию в августе текущего года.
В последние годы западные государства использовали различные механизмы, направленные на получение доступа к месторождениям с их последующей разработкой. Большое внимание уделяется внесению изменений в законодательства стран Центральной Азии, что позволяет внерегиональным государствам рассчитывать на получение надежного доступа к месторождениям редкоземельных металлов. Это сырье давно уже стало частью экономической стратегии Запада в Центральной Азии, ему отводится ключевая роль. Соответственно реализация данных планов приведет к большей вовлеченности стран Центральной Азии в сферу интересов западных государств.
В свою очередь, усилия Брюсселя по развитию ТМТМ находят поддержку в Центральной Азии, поскольку государства региона заинтересованы в расширении торгово-экономических отношений с Европой. Страны Центральной Азии надеются стать частью глобальных торгово-экономических цепочек, рассчитывая таким образом укрепить свои экономики.
Поддержка инициатив Запада со стороны центральноазиатских государств объясняется возросшим на них давлением. Страны региона столкнулись с давлением со стороны западных государств, которые добиваются пересмотра внешнеполитического курса и ослабления или разрыва торгово-экономических связей с Россией. Цели у внерегиональных акторов имеют существенные различия, однако их объединяет одно – использовать Центральную Азию в своих интересах. При этом довольно слабые экономические возможности центральноазиатских стран предопределили характер внешнеполитического курса. Лидеры стран Центральной Азии вынуждены маневрировать между более мощными геополитическими центрами, таким образом пытаясь решать вопросы экономического и политического развития.
Помимо двусторонних отношений страны Центральной Азии используют многосторонние механизмы взаимодействия. Так, в августе 2024 года лидеры стран Центральной Азии провели VI Консультативную встречу, на которой было предложено разработать концепцию региональной безопасности и стабильности. Помимо этого, прозвучало предложение о разработке стратегического плана по обеспечению продовольственной безопасности в Центральной Азии до 2030 года. Этот вопрос приобрел для региона повышенное значение, поскольку все страны Центральной Азии сталкиваются со значительными проблемами.
Основной тезис, который руководители центральноазиатских государств продвигали на Консультативной встрече, заключался в том, что роль региона возрастает и необходимо развивать взаимодействия на многосторонней и двусторонней основе. В ходе встреч руководителей внешнеполитических ведомств и министров транспорта были высказаны идеи о развитии сотрудничества, которое должно увеличить товарооборот и усилить позиции каждой из стран и региона в целом.
Активизация многостороннего и двустороннего взаимодействия руководителей центральноазиатских государств не снимает с повестки дня острые проблемы, с которыми сталкивается регион. Для Центральной Азии по-прежнему острой остается проблема водных ресурсов, хотя страны региона стремятся находить общие и приемлемые для всех решения. Однако увеличение дефицита воды, который неуклонно нарастает в последние годы, а также ограниченные финансовые возможности и высокая изношенность инфраструктуры сохраняют угрозу возникновения противоречий и конфликтов между странами региона.
Страны Центральной Азии пытаются демонстрировать самостоятельность и единство, выдвигая новые инициативы и демонстрируя готовность к сотрудничеству с внерегиональными государствами. Однако реалии таковы, что внешние «игроки» навязывают Центральной Азии свою повестку, втягивая центральноазиатские государства в орбиту своих интересов.
НГ-Дипкурьер. 15.09.2024