Новые санкции испытывают российско-китайскую дружбу

Ольга Соловьева


Несмотря на оптимистичные заявления как китайских, так и российских чиновников о плодотворном сотрудничестве Москвы и Пекина, темпы роста взаимной торговли продолжают замедляться. Весомая причина этого – проблемы с платежами из-за санкций. И российский бизнес не верит в быстрое разрешение этой проблемы. Новые ограничения, уже против китайских компаний, которые сотрудничают с РФ, усугубят проблемы, считают эксперты. В сложившейся обстановке ожидать каких-либо крупных прорывов в закупках китайских товаров будет сложно.

При этом российские власти признают существование определенных проблем в процессе платежей с участием китайских банков. «У нас более чем солидный объем торгово-экономических отношений. При таких объемах, разумеется, и при такой недружественной окружающей обстановке обойтись без каких-то проблемных историй невозможно. Но действительно партнерский дух наших отношений позволяет нам весьма конструктивно обсуждать и решать текущие проблемы», – сказал на брифинге в четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявлял, что власти России намерены совместно с Китаем создавать необходимые условия для удовлетворения интересов бизнеса, «задействовать энергию предпринимателей для поддержания существующих и открытия новых каналов торговли». По его словам, все компетентные ведомства экономического блока с обеих сторон «работают над расшивкой узких мест в финансовых расчетах, логистике и инфраструктуре, отдельных отраслях экономики».

Ранее в СМИ появились сообщения о том, что ряд российских компаний сталкивается в августе с трудностями при осуществлении международных банковских переводов с участием китайских банков. При этом проблема с платежами давнишняя. Напомним, ранее ряд банков КНР, опасаясь вторичных санкций, перестали проводить любые платежи в долларах с контрагентами из РФ, так как эти операции легко отслеживаются в США. Позднее ограничили транзакции и в китайской валюте. Агентство Reuters в апреле сообщало, что до половины платежей России в Китай осуществляется с помощью посредников из дружественных РФ стран из-за того, что китайские банки существенно ограничили свои операции с компаниями из России из-за угрозы вторичных санкций США (см. «НГ» от 15.05.24). Позднее сообщалось, что до 98% кредитных организаций КНР не принимают прямые трансакции из России, в том числе региональные банки.

Теперь российский бизнес пытается проводить расчеты через третьи страны. Однако и здесь стали возникать проблемы. Российские эксперты полагают, что проблемы с расчетами будут решаться медленно.

Это, вероятно, уже сказывается на показателях торговли двух стран. Так, по итогам семи месяцев этого года объем китайско-российской торговли превысил 136,6 млрд долл., увеличившись в годовом выражении на 1,6%, сообщило Главное таможенное управление (ГТУ) КНР. При этом импорт товаров из РФ за семь месяцев вырос на 3,9%, до 75 млрд долл. А экспорт из Китая в Россию, напротив, сократился на 1,1%, до 61,64 млрд.

Темпы роста взаимной торговли замедляются. По итогам первого полугодия товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 4,8%. В 2022 году товарооборот между странами увеличился на 29,3%, до 190 млрд долл. В 2023 году он достиг рекордной отметки в 240 млрд, повысившись на 26,3%.

Основная часть товаров, импортируемых КНР из России, приходится на энергоносители – нефть, природный газ и уголь. И поставки российского сырья снижаются. Только по итогам июля среднесуточные объемы поставок российской нефти в Китай сократились на 14% в месячном выражении и достигли 1,76 млн барр. В целом же за второй летний месяц российские экспортеры отправили в азиатскую страну 7,46 млн сырья. Для сравнения: в июне показатель находился на уровне в 8,43 млн, следовало из данных ГТУ КНР.

В Таможенном управлении сообщали и о снижении поставок сжиженного природного газа (СПГ) из РФ в КНР. Экспорт в Китай сократился на 6% в годовом выражении и упал до отметки в 4,19 млн т. В денежном выражении показатель снизился на 18%, до 2,44 млрд долл.

Китай же экспортирует в РФ широкий перечень продукции – автомобили, трактора, компьютеры, смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, игрушки, обувь, кондиционеры и компьютеры.

Можно предположить, что ситуация дополнительно ухудшится в связи с введением очередных санкций США против РФ. На прошлой неделе Штаты добавили в список экспортного контроля 42 китайские организации за «передачу американских компонентов от лица российских структур, которые подверглись санкциям». Уточнялось, что ограничения нацелены на компании, якобы причастные в том числе к закупкам вооружений и оборонной продукции для России, и направлены на участников схем по обходу санкций.

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в ходе своего недавнего визита в Пекин прямо выразил «обеспокоенность поддержкой КНР оборонной индустрии России и влиянием этого на европейскую и трансатлантическую безопасность».

В Китае такие заявления решительно отвергают. В Минкоммерции КНР подчеркивали, что такие действия «являются типичным примером односторонних санкций и экстерриториальной юрисдикции, нарушают порядок правила международной торговли и препятствуют нормальным торгово-экономическим обменам, повлияют на безопасность и стабильность глобальных логистических и производственных цепочек».

«Китай призывает США немедленно прекратить ошибочные действия, примет необходимые меры для решительной защиты законных интересов китайских компаний», – указывали в ведомстве, подчеркивая, что включение китайских компаний в санкционный список из-за связей с Россией является предположением Вашингтона.

Специальный представитель китайского правительства по делам Евразии Ли Хуэй на пресс-конференции о четвертом раунде челночной дипломатии по украинскому кризису заявил о том, что некоторые страны используют российско-украинский кризис для фабрикации «теории ответственности Китая» и используют незаконные односторонние санкции, чтобы угрожать странам, которые ведут обычную торговлю с Россией, что неприемлемо для международного сообщества. Он также считает, что военно-промышленные комплексы (ВПК) некоторых стран заинтересованы в затягивании украинского кризиса и потому они продолжают им манипулировать.

Эксперты не сомневаются, что сотрудничество России и Китая будет развиваться и дальше, однако будет неоднородным. «Проблемным остается сотрудничество в торгово-экономической и инвестиционной сфере. Если говорить о торговле, то главных причин две. Первая – внешнее давление, то есть санкции. Они заставили многие китайские компании свернуть или ограничить сотрудничество с РФ. Главным препятствием является позиция ряда китайских крупных банков в отношении обеспечения платежей», – говорит председатель общероссийской общественной организации «Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей» (РАСПП) Виталий Манкевич. Он решение проблем с платежами видит в создании собственной защищенной и диверсифицированной платежной системы. Схемы платежей с участием третьих стран изначально были ненадежными и были обречены на недолгое существование, считает эксперт.

«Санкции привели к значительным задержкам в платежах и замедлили темп роста товарооборота. США внесли около 40 китайских компаний в экспортный контрольный список, что затрудняет их деятельность и сотрудничество с Россией. Логистические проблемы также создают дополнительные сложности. Задержки в поставках товаров и проблемы с вывозом контейнеров с Дальнего Востока затрудняют рост импорта в Россию», – рассказывает директор по стратегии «Финам» Ярослав Кабаков.

Растут трения и в энергетической сфере. «Недавнее решение правительства Монголии не включать финансирование строительства трубопровода «Сила Сибири–2» в пятилетний экономический план свидетельствует о пересмотре Китаем этого проекта. По прогнозам, «Сила Сибири–2» должен был транспортировать до 50 млрд куб. м газа в год из Западной Сибири в Китай через Монголию. Эта задержка вызывает беспокойство, так как Китай обращает внимание на Туркменистан в качестве возможного поставщика газа. Уже сейчас Туркменистан опережает Россию по поставкам газа в Китай с доходом в 5,67 млрд долл. за первые семь месяцев 2024 года, в то время как Россия заработала 4,69 млрд», – обращает внимание эксперт.

Российский импорт из Китая в большей степени, чем экспорт, подвержен воздействию санкций, считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Цыплаков. «Особенно чувствительными статьями являются машины, оборудование, инструмент, запасные части. Хотя официальный Пекин неоднократно заявлял, что санкции являются «незаконными», китайские финансовые институты и компании не могут от них и связанных с санкциями угроз абстрагироваться, что влияет на принятие конкретных решений на корпоративном уровне. У многих китайских компаний-производителей ощутимый интерес к российскому рынку не исчез, но действовать они будут скорее всего «с оглядкой» на Запад», – полагает он. Экономист считает, что в сложившейся обстановке ожидать каких-либо крупных прорывов в закупках китайских товаров сложно. В лучшем случае удастся более или менее сохранить объемы ввоза, достигнутые в прошлом году, резюмирует эксперт.

Независимая газета. 29.08.2024

Читайте также: