У Владимира Путина и Нарендры Моди нашлось много общего
Сергей Строкань
В Москве завершается подготовка к встрече лидеров России и Индии. Российский фактор в обновленной политике Дели оказался для премьера Нарендры Моди столь же важным, как индийский фактор — для президента Владимира Путина. Индия, претендующая на лидерство среди стран Глобального Юга, и Россия, которая проявляет активность в формировании многополярного мира, видят друг в друге важных политических партнеров. Дополнительным фактором, подталкивающим Москву и Дели к сближению, становится усиливающееся давление на Россию и Индию со стороны США.
В четверг Кремль подтвердил, что 8–9 июля премьер Индии Нарендра Моди посетит Россию с официальным визитом. Последняя сверка часов перед московским саммитом лидеров двух стран прошла на этой неделе на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане.
В длинном списке контактов президента Путина с лидерами иностранных государств на полях саммита ШОС не оказалось Нарендры Моди. Индийский премьер был вынужден пропустить встречу в связи с совпавшей по времени первой сессией парламента нового созыва, на которой он принес присягу и вступил в должность главы правительства после переизбрания на третий срок.
Индийскую делегацию в Астане возглавил глава МИДа Субраманиям Джайшанкар, который подтвердил приверженность Дели реализации в рамках ШОС программы SECURE — дипломатического ноу-хау Нарендры Моди, впервые представленного им на саммите ШОС в 2018 году.
В аббревиатуре SECURE S означает безопасность граждан (security for citizens), E — экономическое развитие (economic development), C — региональные связи (connectivity in the region), U — единство (unity), R — уважение государственного суверенитета и целостности (respect of sovereignty and integrity), E — защиту окружающей среды (environment protection).
Между тем тот факт, что не успевший прилететь в Астану Нарендра Моди счел для себя принципиально важным сразу после завершения сессии парламента нового созыва посетить Москву, агентство Bloomberg называет подтверждением сохраняющейся важности для обеих сторон их тесных связей и «дипломатической победой» президента Путина.
Обращая внимание на то, что это будет первая зарубежная поездка Нарендры Моди, после того как он возглавил правительство в третий раз, Bloomberg напоминает: в выстраивании графика иностранных поездок после официального вступления в должность индийский премьер отошел от традиции первым делом посещать соседние страны Южной Азии.
Как отмечает агентство, в числе приоритетных направлений переговоров в Москве — вопросы поставок материально-технических средств для укрепления сотрудничества между вооруженными силами двух стран, совместные разработки истребителя пятого поколения и партнерство в области атомной энергетики. Весьма символично и то, что даты визита Нарендры Моди в Москву частично накладываются на саммит НАТО в Вашингтоне. Таким образом, когда США и их союзники в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе будут обсуждать вопросы военного противостояния с Москвой, один из неформальных лидеров государств Глобального Юга будет договариваться с российским президентом об общих шагах по развитию двустороннего сотрудничества и укреплению международной безопасности.
«У нас есть совместное участие в интеграционных процессах, поэтому региональные дела, вопросы региональной и глобальной безопасности высоко стоят в повестке дня. Кроме того, наше двустороннее торгово-экономическое взаимодействие — это тоже всегда один из главных вопросов»,— заявил на этой неделе пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, по словам которого у сторон есть «обоюдная политическая воля» на развитие сотрудничества в самых разных сферах.
Накануне саммита агентство «РИА Новости», ссылаясь на данные индийской таможни, сообщило, что по итогам первых четырех месяцев этого года товарооборот России и Индии вырос на 10%, достигнув рекордных $23,1 млрд.
Таким образом, в январе—апреле Россия была вторым главным поставщиком товаров в Индию (впереди только Китай с поставками на $32,6 млрд). В свою очередь, экспорт индийских товаров в Россию вырос на 21%, до $1,6 млрд, после чего Россия поднялась с 33-го на 29-е место среди получателей продукции из Индии. Пятерка главных импортеров индийских товаров — США, ОАЭ, Нидерланды, Сингапур и Китай.
Примечательно, что незадолго до визита в Москву Нарендра Моди принял участие в прошедшем в Италии в июне саммите группы семи ведущих государств западного мира, на который вместе с ним были приглашены ряд других лидеров стран так называемого Глобального Юга. На полях саммита G7 индийский премьер провел встречи с президентом Франции Эмманюэлем Макроном и британским премьером Риши Сунаком — двумя лидерами западного мира, пытающимися задавать тон в западной коалиции против России.
Тем не менее индийская сторона не скрывала удовлетворения итогами пребывания господина Моди в Италии, отмечая, что он решал собственные задачи в рамках провозглашенного им курса на превращение Индии в геополитическое связующее звено между различными полюсами современного мира. «Главной целью участия премьер-министра Моди в саммите G7 в Италии стало позиционирование Индии как строителя моста между Севером и Югом в мире, поляризованном геополитическим соперничеством»,— пояснил “Ъ” гендиректор портала India Writes Network Маниш Чанд. При этом индийский эксперт обратил внимание на то, что сразу после саммита с Владимиром Путиным Нарендра Моди отправится с визитом в Вену и, таким образом, продолжит общение с западными лидерами.
Между тем препятствием для проведения Индией политики стратегической автономии и развития ее связей с Россией, имеющих официальный статус «особо привилегированного партнерства», становится нарастающее давление на правительство Моди со стороны администрации США.
Острое недовольство и решительные возражения Дели вызвал обнародованный на днях ежегодный доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире, где в список неблагополучных стран попала не только Россия, но и Индия.
«Доклад носит глубоко предвзятый характер, в нем отсутствует понимание социальной структуры Индии, при этом доклад представляет собой сочетание искажений, избирательного использования фактов, опоры на предвзятые источники и односторонние взгляды. В некоторых случаях в докладе ставится под сомнение сама обоснованность законов и постановлений, а также право законодательных органов принимать их»,— заявил официальный представитель МИД Индии Рандхир Джайсвал, указав на то, что в Дели отвергают оценки Вашингтона.
В дополнение к этому первый заместитель госсекретаря США Курт Кэмпбелл выразил открытое недовольство связями Индии с Россией, которые, по его словам, мешают американо-индийскому технологическому сотрудничеству. По словам господина Кэмпбелла, он обсуждал с должностными лицами в Дели «российско-индийские отношения в целом, но в первую очередь технологические, военные вопросы» в ходе своей недавней поездки в страну вместе с помощником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном.
«Мы стремимся развивать гораздо более глубокие и сильные технологические отношения между США и Индией. Мы ясно дали понять, какие сферы затронуты сохраняющимися военными и технологическими отношениями между Индией и Россией»,— заявил американский дипломат, добавив, что в Вашингтоне «прорабатывают шаги для нивелирования негативного воздействия российско-индийского взаимодействия, но в то же время уверены в Индии и доверяют ей».
Коммерсантъ. 04.07.2024