Нужна ли Армения Западу

Виктория Панфилова


Армения и Азербайджан добились прогресса в мирных переговорах – подвели итоги последних армяно-американских контактов, которые стали более регулярными. Это приветствовала помощник госсекретаря США Узра Зея, посетившая Ереван. Руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер на брифинге в Вашингтоне, подчеркивая важность скорейшего заключения мирного договора, заявил о достигнутом консенсусе, но потребовал от обеих сторон компромиссов.

Встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна при участии государственного секретаря США Этнони Блинкена на полях саммита НАТО в Вашингтоне подтвердила движение к заключению исторического договора о мире и установлению межгосударственных отношений. Участники договорились продолжить работу в этом направлении.

НАТО, в свою очередь, выразило поддержку мирному процессу и готовность содействовать нормализации отношений между Ереваном и Баку с участием США и ЕС. Об этом заявил спецпредставитель генсека НАТО Хавьер Коломина, комментируя позицию альянса.

Подержать партнеров прибыла в Ереван заместитель госсекретаря США Узра Зея. На встрече с премьер-министром Армении Николом Пашиняном она заявила, что администрация США придает большое значение развитию и укреплению сотрудничества с Арменией, и техническая и финансовая поддержка, направленная на развитие демократических институтов в стране, будет носить постоянный характер. Собеседники также коснулись мирного процесса Армения–Азербайджан. Узра Зея подчеркнула, что США продолжат содействовать установлению реального мира между двумя странами и обеспечению безопасности и стабильности в регионе.

«Однако эти усилия вряд ли в ближайшее время получат позитивное разрешение, поскольку сегодня все понимают, что нынешняя администрация – более чем хромая утка и смена власти в США после выборов вполне вероятна», – сказал «НГ» политолог Армен Ханбабян. По его мнению, именно поэтому американская сторона продолжает настаивать на армяно-азербайджанском умиротворении, поскольку подписание мирного соглашения стало бы значительным успехом на международной арене действующей администрации.

На этом фоне в Армении 15 июля начались традиционные армяно-американские миротворческие учения. В них задействованы военнослужащие миротворческой бригады ВС Армении, сухопутных войск США в Европе и Африке и Национальной гвардии Канзаса.

Учения предполагают действия по стабилизации между конфликтующими сторонами в ходе выполнения миротворческих задач. Как заметил Ханбабян, Национальная гвардия Канзаса уже давно ведет с Арменией соответствующую работу, готовя армянских миротворцев к проведению различных международных миссий.

Любопытен и тот факт, что армянская сторона в последнее время стала активно продвигать идею строительства новой армянской атомной станции. Действующая Мецаморская АЭС, во-первых, сильно устарела, во-вторых, была значительно повреждена разрушительным землетрясением 1988 года. И мало кто знает, что за несколько лет до этого на станции был масштабный пожар.

И хотя МАГАТЭ сегодня говорит о том, что армянская АЭС угрозы не представляет, поскольку неоднократно модернизировалась и ремонтировалась, тем не менее ясно, что в обозримой перспективе она вынуждена будет закрыться. Официальный срок ее эксплуатации действует до 2026 года. Но специалисты считают, что после проведения определенных работ этот срок можно продлить еще на 10 лет.

Проблема состоит в том, что Армения сегодня стоит перед выбором, какой именно тип атомной станции больше подошел бы для работы в республике. Возможно, это будут модульные, небольшие атомные станции.

Интерес к строительству новой АЭС в Армении уже проявили США, Россия, Южная Корея и Китай. Переговоры пока ведутся как с американцами, так и со специалистами из Южной Кореи. По словам замминистра энергетических инфраструктурных и природных ресурсов Акопа Варданяна, в Ереване обсуждается вариант, при котором мощность нового энергоблока не должна быть выше 600–700 МВт.

Ряд комментаторов полагают, что Армения таким образом хочет еще более отдалиться от России. Поскольку армянская атомная станция долгое время была в доверительном управлении российской стороны. И до сих пор топливо для станции и ее ядерные отходы находятся под контролем РФ. Однако, как отметил Ханбабян, есть все основания полагать, что в случае строительства новой АЭС зарубежной компанией ядерное топливо по-прежнему будет утилизироваться Россией. «В данном случае речь не идет ни о каких политических шагах. Речь идет об укреплении энергетической безопасности Армении, полностью лишенной собственных ископаемых энергоносителей», – подчеркнул армянский политолог.

Что же касается реакции российской стороны на сближение официального Еревана с Западом, включая, например, особые отношения с США и Францией, то она не скрывает своего недовольства, подчеркивая, что Запад не сможет обеспечить безопасность Армении ни в военно-политической, ни в экономической сфере.

Еще более жесткой была реакция Москвы на обсуждение проведения в республике референдума о вступлении Армении в ЕС. В российской столице напомнили, что Евросоюз и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является Армения, никак несовместимы и действовать одновременно не могут. «Большая часть армянской экономики и торговли основана на членстве Армении в ЕАЭС. Поэтому премьер-министр Никол Пашинян, сориентировавшийся в возникшей коллизии, заявил, что никакого референдума о подаче заявки на вступление Армении в ЕС не будет. Поскольку надо сперва понять, а нужна ли Армения Европе», – подчеркнул Ханбабян.

Независимая газета. 16.07.2024

Читайте также: