Жапаров строит поселок для киргизов из Узбекистана
Виктория Панфилова
Историческое событие происходит на границе Киргизии и Узбекистана – киргизский эксклав Барак переходит Узбекистану. Договоренность об обмене была достигнута еще в ноябре 2022 года, но процесс передачи затянулся из-за необходимости переселения жителей. Президент Киргизии Садыр Жапаров накануне лично заложил капсулу под строительство нового айыла (села) Жаны-Барак (Новый Барак) для жителей бывшего эксклава. Этот шаг имеет огромное значение, поскольку он открывает путь к решению вопроса с другими анклавами и эксклавами, существующими на границе Киргизии не только с Узбекистаном, но и с Таджикистаном. Во вторник нерешенность такого вопроса привела к перестрелке на границе между жителями Таджикистана и киргизскими пограничниками.
Ранее Барак был крупнейшим эксклавом Киргизии площадью около 285 га. На его территории проживало около 1 тыс. человек, 99% из которых – киргизы. В селе была школа, где обучались 202 ученика. От основной территории Киргизии его отделяет полоса шириной в 1,5 км. Однако из-за закрытия киргизско-узбекской границы и трудностей при ее пересечении жители вынужденно покидали эту территорию. Переговорный процесс между Бишкеком и Ташкентом по обмену территориями начался довольно давно, но завершить его удалось только сейчас.
Для жителей Барака, желающих переселиться на новое место в Киргизии, а их всего 164 человека, будет построено новое село – Жаны-Барак. Под этот проект выделено 38 га земли, где каждая семья получит участок в восемь соток для строительства собственного дома. Отдельные участки будут выделены и совершеннолетним детям. Согласно генеральному плану, будет построен 101 дом, появятся школа, мечеть, многоэтажные дома, детские площадки, а также спортивные объекты и медицинский пункт. Жаны-Барак станет полноценным населенным пунктом с развитой инфраструктурой. Все это позволит жителям чувствовать себя комфортно и уверенно на новом месте. Строительство планируется завершить к 31 августа 2024 года, и уже скоро люди смогут начать свою новую жизнь в уютном и современном селе.
Президент Садыр Жапаров принял участие в церемонии старта строительства нового айыла. Он отметил, что переселение жителей эксклава на основную территорию Киргизии, ибо Барак – это уже территория Узбекистана, «станет важным шагом к улучшению их условий жизни и стабильности». По его словам, жители Барака на протяжении многих лет испытывали серьезные трудности из-за частичной изоляции и при въезде-выезде на Большую землю. Глава государства призвал граждан принять участие в развитии своего нового села, подчеркнув, что все приграничные населенные пункты находятся в центре внимания руководства страны. Об этом сообщила пресс-служба киргизского президента.
Спорных участков между Киргизией и Узбекистаном остается еще немало. В первую очередь это крупные анклавы Сох и Шахимардан, Джангайл (в узбекской версии – Хальмиен) и Чон-Гара-Калча, которые являются районами Узбекистана, но окружены киргизской территорией. Эксперты считают, что в большинстве случаев переговоры по ним будут идти труднее: в Сохе проживает более 50 тыс. человек, в Шахимардане – около 5 тыс. Причем, несмотря на юрисдикцию Узбекистана, основное население этих анклавов составляют этнические таджики.
В отличие от Барака в большинстве этих анклавов переселение людей выглядит почти невероятным, впрочем, в любом случае Сох и Шахимардан вряд ли уйдут в состав Киргизии. Для решения проблем крупных анклавов в мировом опыте известно формирование коридоров с использованием дорог и прохождением через пограничные переходы, чтобы население было связано с материковой территорией своей страны. В отношении анклавов Сох и Шахимардан Узбекистан давно предлагал осуществить этот вариант. В случае с Сохом ситуация усложняется тем, что в районе анклава действует ряд нефтяных скважин, эксплуатируемых предприятиями Узбекистана, в обоих случаях присутствуют и сложности с рельефом местности. Шахимардан является для Узбекистана важнейшим историко-культурным и религиозным местом. Поэтому и «коридорный» вариант также может вызвать осложнения и не является идеальным.
«Обмен приграничными территориями, в первую очередь спорными, но и просто осложняющими приграничную стабильность – это практически единственный способ урегулирования пограничных территориальных споров и конфликтов», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев. Но, по его мнению, переселение людей не может быть простым вопросом, здесь возникает множество разноуровневых проблем, начиная с необходимости финансирования этого процесса со стороны того или иного государства (в данном случае КР) и заканчивая настроениями людей, которые могут не захотеть бросать места проживания, где жили предыдущие поколения семей, где, например, расположены кладбища ушедших поколений этих семей… «Решение о переселении важно, но нужна и готовность к снятию напряжений, которые обязательно будут возникать. Социально-психологическая атмосфера переселения должна обязательно учитываться, она не должна перерастать в какие-то протестные настроения, которые всегда могут быть использованы любой оппозицией. Тем более что в Киргизии такие прецеденты уже были в связи с урегулированием по спорным участкам на границе с КНР в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
Важен вопрос удовлетворенности/неудовлетворенности компенсациями за оставляемое на старом месте имущество, да и вообще наличие или отсутствие таких компенсаций со стороны государства», – считает эксперт. Князев отметил, что в социально-экономической реальности Киргизии (а если спроецировать подобное и на таджикско-киргизское пограничное урегулирование, то и Таджикистана) это будет очень серьезной нагрузкой на государственные бюджеты. Но в любом случае решение правильное, и теперь будет важно то, насколько правительственные стороны, в частности киргизская сторона, окажутся готовы не ограничиться выделением участков, строительством домов, а подойти к решению максимально комплексно. В этом случае Барак может стать своего рода ориентиром для последующих решений и на той же границе с Таджикистаном.
Аналогичного мнения придерживается и секретарь Совбеза Киргизии Марат Иманкулов. «Кыргызстану и Таджикистану для решения вопроса границы можно рассмотреть вариант с обменом территориями», – заявил Иманкулов в интервью агентству «Кабар». Он напомнил, что президенты Садыр Жапаров и Эмомали Рахмон намерены мирно решить вопрос границы в ближайшее время. С прошлого года правительственные комиссии по демаркации и делимитации границы интенсивно работают, описывая метр за метром государственной границы. «Сложность в том, что граница в Баткенской области проходит по сложным участкам, через населенные пункты, по улице, через дворы и даже через дома. Так что резать приходится по живому. Это трудный путь компромиссов. Без этого невозможно. Нужно идти на уступки. Если придется, то и вариант с обменом территориями можно рассмотреть. И, конечно, должно быть предварительное согласование с местным населением, так идет сейчас работа», – подчеркнул Иманкулов.
Не исключено, что в ближайшее время Таджикистану и Киргизии удастся решить проблему границы.
Независимая газета. 07.05.2024