Стратегия Киева – втянуть НАТО в прямое столкновение с Москвой
Наталья Приходко
В Варшаве обсуждают правовые и практические риски, связанные с реализацией призывов киевских руководителей – начать сбивать ракеты РФ в небе над Украиной. Но пока, рассказал спикер польского МИД Павел Вронский, решение не принято. Его осуществление подразумевало бы втягивание стран НАТО в прямое военное столкновение с Москвой, чего добивается президент Украины Владимир Зеленский, отметили российские аналитики. И предупредили о неизбежности ответных шагов России.
Варшава рассматривает вопрос о возможном поражении российских ракет над украинской территорией в ответ на призывы Киева. Об этом сообщил в обнародованном в четверг комментарии для киевских журналистов представитель МИД Польши Павел Вронский. Как он уточнил, вопрос обсуждается с юридической и технической точек зрения. Специалистам по международному праву предстоит оценить, какие правовые последствия может породить подобный шаг. Ведь речь идет о ракетах, имеющих боевую часть в сотни килограммов, которые при падении способны нанести значительный ущерб на земле.
Также технические специалисты должны определить, при каких условиях возможно сбивать эти ракеты. Пока решение не принято, уточнил Вронский. Как он подчеркнул, вариант переноса элементов польской системы ПВО на украинскую сторону не обсуждается. «Об этом вообще нет никакой дискуссии в Польше. Нет такой возможности, чтобы польская система ПВО была за границами страны», – добавил спикер польского МИД.
Напомним, на днях министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба на совместной пресс-конференции в Киеве с немецкой коллегой Анналеной Бербок вновь призвал западных союзников сбивать ракеты РФ над украинской территорией. Ранее соответствующий призыв озвучил президент Украины Владимир Зеленский. 16 мая в телефонном разговоре с премьером Польши Дональдом Туском Зеленский предложил озаботиться совместной защитой газовой инфраструктуры на западе Украины от российских атак.
Эту тему он развил и в одном из интервью, опубликованном на сайте офиса президента. Как заверил Зеленский, участие польских ВВС в отражении российских атак на Украину не приведет к втягиванию Польши в военный конфликт с РФ. Когда летят российские ракеты, польские самолеты уже поднимаются в воздух, но не прибегают к их поражению, указал украинский президент. И добавил: «Могут ли они это сделать? Уверен, что да. Или это наступление, нападение страны НАТО, вовлечение в военный конфликт? Нет».
Следует отметить, что с подобными аргументами он стал выступать после серии массированных ударов по военным и инфраструктурным объектам Украины. Причем с началом такой атаки 8 мая, как информировало затем Оперативное командование польских ВС в соцсетях, для обеспечения безопасности воздушного пространства Польши в воздух были подняты F-16 (см. «НГ» от 08.05.24). Как пояснил «НГ» главред журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков, польские летчики отрабатывали упражнения по отражению атак средствами воздушного нападения. Хотя на них никто не нападал, они таким образом тренировались в условиях, приближенных к боевым, но над собственной территорией.
После чего украинский президент Зеленский предложил усложнить «упражнения» для польских летчиков Однако в самом ли деле предполагаемые польские удары по чужим ракетам в чужом небе не обернутся значимыми рисками? И допустимы ли подобные действия с точки зрения международного права?
Очевидно, заметил «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, что в последние недели президент Украины, как и киевское руководство в целом, целенаправленно втягивает партнеров из стран НАТО в прямое военное столкновение с РФ, провоцируя третью мировую войну. Видимо, Зеленский полагает, что только это поможет ему избежать поражения украинской стороны и сохранить самого себя. Также с учетом возможной победы на ноябрьских президентских выборах в США Дональда Трампа и вероятного последующего прекращения военной помощи Вашингтона Киеву, положение Зеленского становится отчаянным.
В связи с чем, продолжил Суслов, в последние несколько недель украинское руководство пытается выполнить три задачи: побудить западных партнеров начать сбивать ракеты над Украиной (что фактически означало бы создание бесполетной зоны), добиться от них разрешения использовать западное оружие, в том числе дальнобойных американских ракет ATACMS, для ударов по основной территории РФ, а также заручиться согласием отправить регулярные войска, в том числе под видом инструкторов, в украинское государство. Причем постепенно настроения западного истеблишмента по данному поводу начинают меняться. Уже и спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон заявил накануне, например, что Вашингтон должен разрешить удары американским вооружением по России. Но надо понимать, что любое из трех предложенных Киевом действий будет означать вступление в прямое столкновение с РФ. И не важно, станут ли при этом самолеты НАТО залетать на украинскую территорию. Главное, военнослужащие стран альянса начнут наносить удары по российским целям.
Хотя с точки зрения международного права такие шаги, как, например, поражения российских ракет в украинском небе, могут представляться правовыми, поскольку они будут осуществляться в ответ на обращение украинской власти, которую на Западе продолжают считать законной. Похожая ситуация наблюдалась недавно, когда в ответ на просьбу Тель-Авива Соединенные Штаты и Великобритания также участвовали в отражении направленных на Израиль иранских ракет. Хотя и тогда были нарушены международные нормы, так как эти ракеты сбивали над территорией третьего, иракского государства. Но в данном случае, как бы кто ни трактовал происходящее, указал аналитик, Москва будет вынуждена реагировать на то, что западные военнослужащие начали применять военную силу против России.
Собственно, российские представители еще в начале специальной военной операции РФ в феврале 2022 года предупредили, что попытка западных стран установить бесполетную зону над Украиной будет подразумевать прямое военное столкновение с ВС России. И в ответ российские военные будут вынуждены наносить ответные удары сначала неядерные – по тем аэродромам, откуда станут стартовать самолеты, или по тем точкам, откуда начнут бить противоракетные системы. Попутно предполагалось дать понять, что если западные политики тут не остановятся, в дело вступит ядерное оружие, отметил эксперт.
Он считает, что поэтому в России сейчас и проводятся учения по отработке применения ядерного тактического оружия.
Показательно, что и в Польше, чьи официальные лица пока проявляют определенную осторожность в рассуждениях на этот счет, представители бывшего руководства уже не воздерживаются от радикальных заявлений. Так, еще в конце апреля бывший командующий сухопутными войсками Польши и экс-глава Минобороны Вальдемар Скшипчак подчеркнул, что НАТО не следует бояться сбивать российские ракеты, летящие в сторону стран альянса. Такие случаи уже происходили, и недавно 24 марта ракета РФ вновь была зафиксирована в воздушном пространстве Польши, напомнил Скшипчак. Хотя аналитики также увязывали на подобные инциденты и с намеренными (ненамеренными) действиями самой украинской стороны, которой, к слову, принадлежала и ракета, упавшая в ноябре 2022 года возле польского города Пшеводув.
Независимая газета. 23.05.2024