Поприходный налог
Владимир Соловьев
Протесты в Армении не утихают почти месяц. Следующий большой митинг в Ереване оппозиция созывает 26 мая. Премьер страны Никол Пашинян, чьей отставки требуют протестное движение и его лидер архиепископ Баграт Галстанян, не намерен уступать. Напротив, команда главы правительства перешла в наступление. Ее представители заявили, что у Армянской апостольской церкви есть активы, а именно территории, которые могут быть полезны государству, и намерены рассмотреть вопрос отмены налоговых льгот для церкви.
С конца апреля в Армении не утихают протесты против передачи Азербайджану определенных территорий в Тавушской области, где на финишную прямую вышел процесс демаркации и делимитации границы. Начались митинги в разных населенных пунктах Тавуша, где несогласные с действиями властей перекрывали дороги, а потом переместились в Ереван. С 9 мая в центре столицы собираются митинги, проходят акции неповиновения. Следующая большая акция должна состояться в воскресенье.
«26 мая собираем митинг. Тавушское движение будет идти до конца. Наша цель ясна: отставка Пашиняна»,— сказал “Ъ” один из организаторов протестов, депутат-оппозиционер от партии «Дашнакцутюн» Гарник Даниелян.
На вопрос о том, каким образом протестующие намерены добиться своего, он ответил: «Нужно чтобы 200–300 тыс. человек вышли и оказали давление на правительство, на парламент».
Пока, впрочем, такого числа несогласных с властью на улицах Еревана не наблюдалось, хотя нынешние акции — самые масштабные за последние шесть лет. По размаху их можно сравнить с протестом времен революционного прихода к власти Никола Пашиняна в 2018 году. Но, в отличие от движения, которое тогда в роли оппозиционера возглавлял нынешний премьер, его противники пока не сумели создать власти серьезных проблем и не склонили правительство к уступкам.
Лидер протестного движения «Тавуш во имя Родины» архиепископ Тавушской епархии Армянской апостольской церкви (ААЦ) Баграт Галстанян надеется переломить ситуацию. Харизматичный священник заполняет паузы между митингами встречами с экспертами, бизнесменами, экономистами и политиками. Очевидно, он пытается создать впечатление формирования в стране альтернативного правительству мозгового центра, претендующего на роль центра принятия решений.
В Армении, к слову, уже звучали заявления, что архиепископ мог бы стать премьером вместо Никола Пашиняна.
Сам священнослужитель сообщил о таком предложении 18 мая, после встречи с представителями разных политических сил Армении. «Это всего лишь желание (политических сил.— “Ъ”), это не решение. Я еще должен поговорить об этом с каталикосом (первоиерарх ААЦ Гарегин II.— “Ъ”)»,— прокомментировал предложение Баграт Галстанян, отметив, что эта встреча состоится 26 мая.
Согласно армянским законам, премьером не может быть обладатель гражданства другой страны. А у архиепископа помимо армянского паспорта есть еще и канадский — с 2003 года Баграт Галстанян возглавлял Армянскую епархию Канады. Сам он уже объявил, что «для служения собственной стране — Республике Армения» он готов отказаться от канадского гражданства.
«У нашего движения есть лидер — это Баграт Галстанян. На мой взгляд, это компромиссный лидер. А гражданство — не проблема. Есть решение, и наши юристы на этот счет свое видение представили»,— отметил в разговоре с “Ъ” депутат Гарник Даниелян, не уточнив, впрочем, детали обсуждаемого решения.
Власти Армении, в свою очередь, дают понять, что церковь, решив заняться политикой, может от политиков и пострадать.
Спикер армянского парламента и близкий соратник Никола Пашиняна Ален Симонян 21 мая заявил, что «пришло время обсудить и понять, почему налоговые обязательства, которые существуют для всех в Республике Армения, не распространяются на церковь».
Тему 23 мая продолжил секретарь парламентской фракции правящей партии «Гражданский договор» Артур Ованнисян. Он заявил, что «все финансовые средства, которые обращаются в Армении, должны выйти из тени». И ААЦ в этом смысле не должна быть исключением. Господин Ованнисян напомнил, что церковь имеет налоговые льготы, а также разные территории, в том числе неиспользуемые, которые могут быть использованы для нужд государства.
«Церковь должна содействовать государству, чтобы вывести финансовые средства из тени. В конце концов христианство — это про отсутствие коррупции, воровства и тени. И в нашем понимании церковь должна руководствоваться этой логикой, не создавая ситуаций, где могут возникнуть коррупционные проявления»,— заявил депутат (цитата по Arminfo).
Никол Пашинян на днях тоже уделил внимание Армянской апостольской церкви.
Выступая в среду в парламенте, он сказал, что представители армянского духовенства в период Средневековья отправлялись в византийскую Кесарию, где становились помазанниками, а возвращаясь на родину, становились «агентами влияния». С тех пор, отметил премьер, ничего не изменилось. «Но мы решим этот вопрос за два-три месяца»,— пообещал премьер-министр.
Подобные заявления, во-первых, указывают на то, что власть готова к противодействию протестному движению, а во-вторых, чувствует себя достаточно уверенно.
Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов, описывая ситуацию в Армении, указывает на несколько факторов, позволяющих нынешнему руководству страны держаться на плаву, несмотря на непопулярные шаги вроде территориальных уступок Баку. «Есть усталость общества от конфликта, от постоянного мобилизованного состояния. Можно сказать, что сейчас армянское общество демобилизуется. И эти процессы не сегодня, не при Пашиняне начались»,— отметил эксперт в беседе с “Ъ”.
Второй важный момент, по словам Сергея Маркедонова,— это отсутствие ярких лидеров оппозиции, привлекательных программ и понимания будущего: «Простой вопрос у армян: вот ушел Пашинян и что мы дальше делаем? Мобилизуемся? Ведем переговоры? Что? Ответа нет, и альтернативного плана нет. Галстанян не политик. Он выражает боль армянского общества. Но как этот процесс конвертировать в политические шаги?»
Коммерсантъ. 23.05.2024