Россия может потерять 40% научно-технологического потенциала

Михаил Сергеев


Российское правительство готово увеличивать финансирование научно-технической сферы. В понедельник премьер-министр Михаил Мишустин выделил почти полтриллиона рублей на новую программу синхротронных и нейтронных исследований. Ранее президент Владимир Путин поддержал выделение 60 млрд руб. на поддержку передовых инженерных школ в РФ, число которых внезапно увеличилось с 30 до 50 штук. По суммарным расходам на исследования, при правильном выборе валютного курса, Россия может войти в первую десятку лидеров, опередив при этом Италию или Тайвань. Но по удельным расходам на одного разработчика наша страна просто выпадает из категории технологически развитых стран. И это выпадение выражается в потере многих компетенций, а также в исчезновении инженерных школ, считают независимые экономисты. Потерю технологических компетенций россияне могли наблюдать на примерах «Луны-25» или универсального «робота Федора». Число ученых и разработчиков в нашей стране сократится в ближайшее время на 40%, прогнозируют специалисты.

Правительство РФ продлило и расширило программу синхротронных и нейтронных исследований, выделив для нее дополнительное финансирование. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин в понедельник на совещании со своими заместителями. «По поручению главы государства мы продлеваем ее (программу) до 2030 года, планируем направить на эти мероприятия порядка 450 млрд руб. Средства рассчитаны на создание прорывных технологий, на расширение и модернизацию исследовательской инфраструктуры, которая по своим характеристикам превосходит как действующие, так и проектируемые международные источники синхротронных и нейтронных излучений», – объяснил глава российского правительства. Мишустин подчеркнул, что часть выделяемых средств будет направлена на грантовую поддержку проектов и подготовку специалистов.

Председатель правительства отметил, что Россия продолжает укреплять свой научный потенциал, используя широкий комплекс мер, в том числе программу развития синхротронных и нейтронных исследований. В рамках программы в стране формируется сеть установок класса «мегасайенс»: это и Сибирский кольцевой источник фотонов («СКИФ») в Кольцово, и «Российский источник фотонов» («РИФ») на острове Русский, и реактор «ПИК» в Гатчине, и Курчатовский источник синхротронного излучения («КИСИ-Курчатов») в Москве. «С их помощью станет возможным понимать структуру и механизмы работы веществ и создавать новые материалы», – пояснил Мишустин. «Надо сделать все необходимое, чтобы скорее нарастить собственные компетенции в критически значимых отраслях и достичь технологического суверенитета нашей страны», – подытожил премьер.

Однако пока конкретные успехи в сфере науки и технологий РФ выглядят не сильно впечатляюще. Для России характерен низкий уровень эффективности затрат на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). И этот факт подтверждает, в частности, плохое соотношение затрат на НИОКР и экспорта высокотехнологичных отраслей, утверждает Дмитрий Белоусов, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По его словам, уровень концентрации расходов на НИОКР в расчете на одного исследователя в РФ существенно ниже уровня, «обычного для технологически развитых стран». Причины этого – широкий спектр приоритетов при ограниченном госфинансировании и низком уровне активности бизнеса в сфере исследований и разработок. Если такая ситуация сохранится, то произойдет сжатие занятости в научно-технологической сфере, с постепенной утратой технологических заделов и инженерных школ.

Примеров утраты «заделов и инженерных школ» в современной России можно привести немало. Это и появление закупленных на AliExpress «отечественных научно-технологических разработок», отсутствие современных средств связи даже в войсках, неспособность повторить советские космические программы исследования Луны и др.

Если обеспечение сферы НИОКР останется на нынешнем уровне, то выравнивание финансирования рабочего места в науке приведет к сжатию численности исследователей на 30–40%, с 410 тыс. до 250–280 тыс. человек, с соответствующей потерей компетенций и потенциала развития, прогнозирует Белоусов.

* – Доллары по паритету покупательной способности 2019 года. Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Чтобы переломить тренд научно-технологической деградации в ЦМАКП предлагают увеличить финансирование НИОКР со стороны компаний в 4 раза: с нынешних 12 млрд долл. до 50 млрд долл. Такие оценки текущих и потребных расходов Белоусов приводит с учетом пересчета курса рубля по паритету покупательной способности (ППС). Применим ли подобный валютный пересчет в приложении к закупкам высокотехнологического и исследовательского оборудования мирового уровня – отдельный вопрос. Для остановки технологической деградации РФ, по оценкам ЦМАКП, необходим также «сопутствующий рост прочих источников с 1,4 млрд долл. до 6,2 млрд долл. по ППС. Все это будет означать общий рост расходов на НИОКР с 41,5 до 83 млрд долл. (с 1% до 2% ВВП). В результате российский уровень финансирования в расчете на одного исследователя может приблизиться к показателям Финляндии, Чехии, Исландии или Мексики. В этих странах удельное финансирование на каждого разработчика составляет около 200 тыс. долл. по ППС.

Правда, как показывает опыт футбола или фундаментальных наук, купить мировой результат за счет одного только увеличения финансирования просто невозможно. И точно так же сложно будет развернуть вспять результаты многолетней государственной политики «экономии» на национальной науке и технологиях.

Впрочем, по бюрократическим показателям никакой «утраты инженерных школ» (о которой говорят в ЦМАКП) в современной России не происходит. Более того, число передовых инженерных школ в РФ, по официальным документам, стремительно увеличивается.

По итогам конкурсного отбора количество передовых инженерных школ в 2024 году увеличится с 30 до 50, утверждают чиновники Министерства науки и высшего образования РФ. «Передовые инженерные школы (ПИШ)» – это название соответствующего федерального проекта. В 2022 году по итогам конкурсного отбора победителями проекта ПИШ стали 30 университетов. По итогам «второй волны» отбора участниками проекта стали еще 20 школ, таким образом их число увеличится до 50, объясняют в ведомстве Валерия Фалькова.

Одна из ключевых целей федерального проекта ПИШ – подготовка высококвалифицированных инженерных кадров, способных обеспечить стране сохранение технологического суверенитета, утверждают в министерстве. К концу 2023 года количество студентов передовых инженерных школ превысило 6 тыс. человек. «По поручению президента России Владимира Путина к обучению в них привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. До конца 2024 года участие в профориентационных программах на площадках передовых инженерных школ примут свыше 11 тыс. учащихся», – сообщает Минобрнауки.

Именно это министерство «выступает координатором» программы развития синхротронных и нейтронных исследований. В связи с продлением этой программы в нее добавлен и третий этап ее реализации – с 2028 по 2032 год. В этот период будет расширена сеть исследовательской инфраструктуры и нейтронных исследований, также планируется провести технические и клинические испытания новых медицинских изделий, разработать новые технологии по направлениям реализации программы, сообщает ТАСС. Федеральная программа была утверждена правительством РФ в 2020 году. В ее рамках планируется создать источники синхротронного излучения в Новосибирской области, в Московской области, на острове Русский, а также модернизировать «КИСИ-Курчатов», а на базе Курчатовского института создать медицинский центр ядерной медицины. Также планируется ввести не менее 25 исследовательских станций в Гатчине.

Независимая газета. 08.04.2024

Читайте также: