Продвижение к «мини-НАТО» в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Леонид Гамза, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН (группа общих проблем Азиатско-Тихоокеанского региона)


В середине апреля в рамках первого официального визита в США японского премьер-министра в Вашингтоне прошел первый трехсторонний саммит с участием президента Филиппин Ф.Маркоса. Перед началом переговоров советник американского президента по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что встреча лидеров США, Японии и Филиппин является «кристально чистым» посланием союзников в ответ на давление и «агрессивное поведение» Китая в Южно-Китайском море. При этом он подчеркнул, что союз США и Филиппин на основе подписанного в 1951 г. Договора о взаимной обороне является старейшим в ИТР и не был никогда ранее таким крепким, как сейчас.

В опубликованном по итогам переговоров совместном заявлении под названием «Совместное видение» (Joint Vision) участники подчеркнули, что являются «равными партнерами и надежными друзьями». Перед началом переговоров президент Джо Байден отметил, что встреча трех лидеров знаменует начало «большой истории» Индо-Тихоокеанского региона (ИТР). Его поддержал японский премьер, который заявил, что «многослойное сотрудничество» между союзниками и странами-единомышленниками является важным для сохранения и укрепления свободного и открытого мирового порядка, основанного на верховенстве закона. Президент Маркос назвал встречу трех лидеров «естественным развитием» отношений между партнерами, которых объединяет «глубокое уважение демократии, хорошее руководство и верховенство закона».

Главное место в переговорах было отведено обсуждению и согласованию позиций по вопросам безопасности и военного сотрудничества. Для усиления координации и согласования коллективных мер лидеры объявили о начале трехстороннего диалога по укреплению взаимодействия на море. Также было указано, что США и Япония продолжат оказывать поддержку увеличению потенциала и возможностей береговой охраны Филиппин. К числу новых инициатив следует отнести подтверждение договоренности о проведении совместного патрулирования кораблями береговой охраны трех стран в ИТР. Первые совместные морские учения были проведены в конце 2023 г. вблизи Манилы. Новая договоренность предусматривает приглашение японских и филиппинских моряков на американский корабль для проведения «дополнительных тренировок и синхронизации совместных действий». В 2025 г. три страны проведут в территориальных водах Японии учения для отработки взаимодействия и взаимодополняемости.

В совместном заявлении лидеры трех стран выразили «серьезную озабоченность» действиями Китая в Южно-Китайском море, которые названы «опасным и агрессивным поведением» и «односторонними попытками подорвать статус-кво в Восточно-Китайском море силой или путем давления». Там же упомянут Тайвань и подтверждена неизменность базовых подходов трех стран по проблеме острова с призывом к мирному решению вопросов вокруг него. В ходе переговоров Байден заявил, что «обязательства США перед Японией и Филиппинами являются железными, а любая атака на самолеты, суда или вооруженные силы Филиппин в Южно-Китайском море приведет в действие двусторонний договор о взаимной обороне. После переговоров президент Маркос встретился с американским министром обороны, который заверил его в продолжении поддержки США и заявил, что «полное сотрудничество» двух стран является критическим для обеспечения коллективной безопасности и развития региона.

Участники также договорились о строительстве на одной из девяти американских баз на Филиппинах центра помощи при стихийных бедствиях. Их строительство и наполнение будут вести Пентагон и Агентство США по международному развитию USAID. Такой же центр будет создан в Японии, что указывает на укрепление позиций США в странах, расположенных вблизи Тайваня и возможность их использования в военных целях.

Важное место в ходе переговоров было отведено активизации экономического сотрудничества. Лидеры трех стран договорились о реализации нового крупного инфраструктурного проекта на острове Лусон под названием Luzon Corridor, который свяжет зону свободного порта Субик-Бей, международный аэропорт Кларк, порты Манилы и Батангас. Он является составной частью продвижения Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям (Partnership for Global Infrastructure and Investment) и первым экономическим коридором в ИТР в рамках противостояния китайскому глобальному проекту «Один пояс, один путь». Проект предусматривает реконструкцию портовых сооружений, строительство железных дорог, объектов энергетики и структурирование цепочек поставок полупроводников. Для его ускоренной реализации будет создан совместный комитет по управлению строительством и использованию коридора, а американская государственная финансовая компания по развитию (Development Finance Corporation) откроет свой региональный офис на Филиппинах.

Три лидера также объявили о начале сотрудничество по формированию на Филиппинах телекоммуникационных сетей на основе технологии и оборудования Open RAN, которые рассматриваются ими как альтернатива китайской технологии 5G. США и Япония предоставят 8 млн долл. на проведение тестовых испытаний оборудования и работу действующей в Маниле Азиатской академии Open RAN (Asia Open RAN Academy), которая будет продвигать эту технологию в других странах региона. Япония также планирует выделение дополнительных инвестиций для ее коммерческого использования на Филиппинах.

Китай крайне резко отреагировал на проведение трехстороннего саммита, назвав его «антикитайской встречей». В МИД КНР были вызваны посол Филиппин и советник-посланник посольства Японии, которым было сделано представление и выражена серьезная озабоченность и решительный протест в связи проведением трехстороннего саммита и сделанными там «негативными заявлениями и действиями» в отношении Китая. Такое же представление госдепартаменту было сделано посольством Китая в Вашингтоне. Министерство обороны КНР заявило, что военное сотрудничество между странами не должно быть нацелено против «другой конкретной страны» или подрывать стабильность в регионе. При этом подчеркнуто, что действия Китая в Южно-Китайском море являются «оправданными, законными и безупречными». Китайские СМИ и специалисты указывают на то, что трёхсторонний саммит, а также стиль и содержание совместного заявления носят явную антикитайскую направленность. Особо подчеркивается, что углубление трехстороннего военного сотрудничества между США, Японией и Филиппинами и создание «мини-многосторонних объединений» США со своими союзниками в АТР направлены на создание в регионе «мини-НАТО». При этом отмечается, что американская администрация готовит очередной трехсторонний саммит с участием лидеров США, Японии и Южной Кореи на полях юбилейного саммита НАТО в Вашингтоне в июле 2024 г. В этой связи на основе анализа совместного заявления делается вывод, что США и их союзники могут в будущем пересечь красную линию и Китай должен быть в состоянии повышенной готовности, чтобы встретить ответным твердым ударом любое даже малое её пересечение.

Главным итогом саммита в Вашингтоне следует считать перевод двусторонних связей каждого из участников в трехсторонний формат на основе общего противостояния с Китаем. Основой его продвижения и укрепления станет военное сотрудничество, которое реализуется в соответствии с американской Индо-Тихоокеанской стратегией «интегрированного сдерживания» КНР. При этом США целенаправленно укрепляют отношения со своими основными союзниками в АТР, которые из-за своей географической близости к Тайваню имеют стратегическое значение для противодействия Китаю в случае обострения обстановки вокруг острова. Подтверждением этого стало проведение перед трехсторонним саммитом совместных морских учений в Южно-Китайском море 5 кораблей США, Японии и Филиппин с участием Австралии. Сейчас там проходят крупнейшие двусторонние учения США и Филиппин «Balikatan» (плечом к плечу) с участием более 16 тыс. военнослужащих и наблюдателей 14 стран из Японии, Индии, АСЕАН и Европы. В программу учений входят боевые стрельбы, уничтожение кораблей противника и высадка на острова.

Важной основой формирования многостороннего формата сотрудничества и сближения союзников является наращивание экономических связей, в чем особо заинтересованы Япония и Филиппины. Перед отъездом в Вашингтон японский премьер заявил, что его страна должна усилить свое присутствие и «нести большую ответственность» в предоставлении вариантов развития странам Юго-Восточной Азии, включая Филиппины. При этом заявил, что три страны будут совместно сотрудничать в таких областях, как полупроводники, цифровизация, телекоммуникационные сети, чистая энергия и критические материалы. После завершения переговоров в Вашингтоне президент Маркос заявил, что центральными темами переговоров между лидерами трех стали углубление экономических связей и отношений в области безопасности, а само проведение саммита не направлено против других стран. При этом он выразил уверенность, что в течение предстоящих после саммита 5–10 лет в страну поступят инвестиции на общую сумму около 100 млрд долл.

Для Филиппин заявленное трехстороннее сотрудничество можно считать важным дипломатическим прорывом в плане укрепления своих позиций в противостоянии с КНР в Южно-Китайском море. После переговоров в Вашингтоне Маркос заявил, что согласованные договоренности являются «чрезвычайно важными», поскольку они должны изменить динамику развития ситуации в регионе, в рамках АСЕАН и вокруг Южно-Китайского моря. Однако односторонняя ориентация Филиппин на США и Японию на основе углубления военного сотрудничества в формате трехстороннего противостояния с КНР вряд ли принесет стране ожидаемые весомые результаты. Маркосу придется учитывать географическую близость к Китаю, сформировавшиеся крепкие экономические и торговые связи, вес и влияние второй экономики мира в регионе и вести сбалансированную политику, не доводя отношения до точки невозврата.

ИМЭМО РАН. 26.04.2024

Читайте также: