Торможение на больших высотах
Артем Чугунов
На фоне позитивных экономических результатов 2023 года аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) видят признаки заметного ухудшения динамики многих экономических показателей в конце 2023 — начале 2024 года. Исключение — динамика зарплат, что может улучшить показатели частного спроса. Ситуация же с инвестициями, по мнению аналитиков центра, менее перспективна.
В мартовском выпуске ежемесячной записки «Анализ макроэкономических тенденций» эксперты ЦМАКП фиксируют: «данные о развитии отдельных секторов внушают изрядное напряжение — остановился рост потребления населения и, по-видимому, инвестиций, а экспорт товаров падает. Со стороны производства остановился рост в промышленности (и, вероятно, в строительстве), на транспорте наблюдается снижение». Кроме того, впервые с весны 2022 года очень заметно упал спрос на труд. «Либо это ситуационный сбой в ранее сформировавшемся механизме, либо начало тенденции оптимизации занятости — а "запас" неэффективных рабочих мест в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, охраной деятельности и др. весьма велик,— либо признак рецессии»,— констатируют аналитики центра, отмечая, что истинную причину происходящего «покажет время».
Хотя оживления потребления на фоне роста зарплат и доходов населения можно с большой вероятностью ожидать, отмечают аналитики, а данные опережающих индикаторов это доказывают (см. “Ъ” от 13 марта), отсутствие какого-либо «позитива» в динамике промышленности в последние месяцы налицо, а рост капвложений приостановился (по расчетам ЦМАКП, в третьем квартале 2023 года — плюс 1,8%, в четвертом — минус 0,1%, сезонность устранена). В январе 2024 года инвестактивность в экономике, по оценке центра, продолжала стагнировать. Предложение инвестиционных товаров в экономике в январе оказалось ниже максимума 2023 года на 3,1% (см. график). Причина — медленное снижение предложения базовых стройматериалов при росте предложения отечественных машин и оборудования. Строительство в начале года скорректировалось, перечеркнув эффект подскока в конце 2023 года, и уже, возможно, также сползает в стагнацию (третий квартал 2023 года — плюс 0,1% в среднем за месяц, четвертый — плюс 1,1%, январь 2024 года — минус 1,3%, сезонность устранена), правда, на исторически максимальном уровне после «бума». Эти результаты, в общем, соответствуют данным о производстве стройматериалов и, видимо, свидетельствуют о намечающейся остановке «строительного бума», заключают аналитики центра. Вероятно, усиливается и снижение инвестиций в машины и оборудование, и, похоже, возник дефицит импорта ряда видов комплектующих, сырья, запчастей, специфических расходных материалов и т.д., добавляют они.
Причин торможения инвестактивности несколько. «Отчасти это связано, видимо, с исчерпанием прежних "идей роста" (инфраструктура, импортозамещение, ОПК, жилищное строительство), отчасти — с ужесточением условий кредитования вообще и ипотечного — особенно, отчасти — с наметившимся падением рентабельности в ряде отраслей промышленности»,— отмечают в ЦМАКП. В промышленности наблюдается дефляция, которая может привести к провалу доходов основных отраслей и сделает экономику крайне уязвимой к ситуации «дорогих денег», особенно в отношении инвестиций, полагают аналитики. Уже сейчас рентабельность в большинстве отраслей, по их оценке, снижается, в ряде из них — сравнялась или стала ниже «стоимости денег»: это машиностроение, транспортное машиностроение и деревообработка.
Коммерсантъ. 19.03.2024