Тайваньский прорыв: Пекин и Тайбэй общаются по неофициальным каналам

Анастасия Костина


Материковый Китай и Тайбэй поддерживают диалог по неофициальным каналам, несмотря на растущие трения в их отношениях, заявили «Известиям» в администрации Тайваня. Стороны продолжают сотрудничать, имея плотные экономические связи и культурные обмены. В апреле на материке ожидается делегация с острова во главе с бывшим пропекинским главой местной администрации. Что обсуждают Пекин и Тайбэй за кулисами — в материале «Известий».

Кулуарные диалоги Пекина и Тайбэя

Отношения материкового Китая и Тайваня мировые СМИ в последнее время освещают исключительно в контексте противостояния. Пресса внимательно следит за тем, как Тайбэй сближается с Вашингтоном в попытках добиться суверенитета, а Пекин якобы готовится к «вторжению» на остров. Обстановка по обе стороны Тайваньского пролива действительно напряженная, особенно после того, как в мае 2016 года Пекин приостановил дипломатические контакты, из-за того что Тайбэй не признал так называемый Консенсус 1992 года, тем самым отказавшись от принципа «одного Китая».

В итоге на материке остановили работу основного канала связи, созданного между двумя профильными департаментами в 2014 году — Управлением по делам Тайваня при Госсовете КНР и Советом по делам материковой части в Тайбэе (подразделение администрации Тайваня).

— В настоящее время официальные лица с обеих сторон Тайваньского пролива не обсуждали текущую ситуацию. С 20 мая 2016 года КПК (Коммунистическая партия Китая) всегда намеренно препятствовала официальному институционализированному общению, исходя из политических предварительных условий. Мы будем рады, если китайская администрация откликнется на наш призыв урегулировать вопрос суверенитета между двумя сторонами с помощью диалога и без всяких предварительных условий, — сказали «Известиям» в Совете по делам материка Тайваня.

«Известия» направили запрос в МИД КНР и Информационное бюро Госсовета КНР с просьбой прокомментировать возможность восстановления отношений с Тайбэем.

Тем не менее официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на днях заявил, что политика Пекина предельно ясна. «Наша конечная цель также предельно ясна — мы никогда не допустим отделения Тайваня от родины. Для обеспечения мира в Тайваньском проливе необходимо безоговорочно придерживаться принципа «одного Китая» и выступать против «независимости Тайваня», — сказал он.

Несмотря на позицию администрации острова, которая не устраивает Пекин, стороны продолжают коммуникацию по неофициальным каналам. Пока связь ведется, например, на уровне неправительственных организаций. В частности, Фонд обменов через Тайваньский пролив (Тайбэй) по-прежнему информирует о чрезвычайных ситуациях Ассоциацию по связям между двумя берегами Тайваньского пролива (сторона материкового Китая), отметили в Совете по делам материка Тайваня. Кроме того, есть и другие линии связи, по которым обсуждается вопрос благосостояния жителей по обеим сторонам. Во избежание каких-либо недоразумений между собой контактируют местные предприятия, аналитические центры и общественные организации.

— Коммуникация между двумя сторонами пролива ведется постоянно. Правительство намеренно не предотвращало обменную деятельность, — добавили в ведомстве.

Несмотря на сложности на уровне дипломатии, стороны плотно сотрудничают в области торговли и частных инвестиций. Товарооборот между двумя сторонами резко вырос еще с 1990-х годов: с $342 млн в 1990-м до $208 млрд в 2021-м (для сравнения: со всем остальным миром — $620 млрд), что, кстати, стало рекордом. Экономика Тайваня в значительной степени зависит от торговли с Китаем, который, несмотря на политические трения, остается крупнейшим торговым партнером острова. При этом кооперация в таких сферах, как экономика, торговля и культура, происходит между частными группами, рассказала «Известиям» доцент кафедры политологии Университета Вэньчжоу-Кин Чунцзюэн Нэнси Вэй. Они подписывают меморандумы о сотрудничестве в секторах, представляющих взаимный интерес, добавила она.

Однако в последние годы их экономические отношения слегка забуксовали, отчасти из-за давления Пекина и растущей обеспокоенности тайваньских чиновников по поводу чрезмерной зависимости от торговли с материковым Китаем, отмечают в Совете по международным отношениям (CFR, независимый аналитический центр в США».

Обменный механизм

Официальные отношения между материковым Китаем и островом прервались в 1949 году, после того как политические силы партии Гоминьдан переселились на Тайвань в результате поражения в гражданской войне с компартией. Деловые и неформальные контакты возобновились в конце 1980-х годов, а с начала 1990-х стороны вели диалог через неправительственные организации. В 1992 году НПО материковой части Китая «Ассоциация по развитию связей между двумя берегами Тайваньского пролива» и тайваньская НПО «Фонд обменов через Тайваньский пролив» пришли к договоренности о том, что оба берега пролива должны придерживаться принципа «одного Китая». Договоренность получила название «Консенсус 1992 года», согласно которому и континентальная часть, и Тайвань принадлежат Китаю. Таким образом, отношения между двумя берегами пролива — это не межгосударственные отношения и не отношения Китай – Тайвань.

С 2016 года официальные делегации из Пекина или Тайбэя действительно не посещают обе стороны Тайваньского пролива, поэтому обмены ведутся на более низком уровне, например между городами-побратимами. В феврале 2023-го на остров приехала группа из материкового Китая, причем первая за три года. Делегация из Шанхая во главе с замруководителя городской канцелярии по делам Тайваня прибыла для участия в местном фестивале и укрепления контактов с администрацией Тайбэя, которую, к слову, возглавляет член оппозиционной партии Гоминьдан Цзян Ваньань, правнук Чан Кайши (революционер, который возглавил партию Гоминьдан и правительство на Тайване после войны с КПК в 1949 году). Спустя полгода состоялся ответный визит мэра Тайбэя в Шанхай. Тогда Цзян Ваньань сказал, что Тайвань и материковый Китай должны стремиться к достижению мирного и беспроигрышного сценария для обеих сторон. Глава шанхайской администрации, в свою очередь, назвал мирные связи и обмены общим желанием жителей материка и острова.

— С 2010 года Шанхай и Тайбэй поочередно проводят форум, участвуя в дискуссиях о финансовом положении жителей, обмениваясь опытом городского управления, а также способствуя межличностному и культурному обмену. Например, в 2022 году два города подписали 42 меморандума о сотрудничестве, — отметила Чунцзюэн Нэнси Вэй.

Подобные обмены планируются и в 2024 году. В апреле бывший глава тайваньской администрации, который поддерживал политику «одного Китая», Ма Инцзю возглавит делегацию на материк, чтобы почтить память легендарного прародителя Китая Хуанди, или Желтого императора, а также принять участие в других мероприятиях. Подобные поездки Ма совершал и раньше. Стоит отметить, что в основном эти делегации возглавляют лица, так или иначе связанные с оппозиционной партией Гоминьдан, которая с 2016 года уступила власть Демократической прогрессивной партии.

— Как только Цай [Инвэнь, глава администрации Тайваня с 2016 по 2024 год] стала президентом и обозначила свою позицию, всё прекратилось. Было несколько неофициальных визитов Гоминьдана в Китай под той или иной формой маскировки, но здесь на них смотрят свысока, потому что Гоминьдан не находится у власти. Считается, что они заинтересованы в том, чтобы поудобнее устроиться и набить себе карманы, — поделился мнением с «Известиями» живущий на Тайване политолог и экс-профессор Национального университета Тайбэя Джером Китинг.

Возможно, это происходит потому, что на материке всё равно ожидают определенной лояльности даже в рамках культурных обменов. Например, по словам Китинга, Пекин обычно регламентирует стиль приезжающих с Тайваня художников, в том числе ожидая от них заявлений о признании либо политики «одного Китая», либо Консенсуса 1992 года. Многие соглашаются, не желая терять такой большой рынок, как материковый Китай.

Известия. 26.03.2024

Читайте также: