США и Япония решили запрягать быстрее

Наталия Портякова


США и Токио намерены провести крупнейшее обновление двустороннего договора о безопасности, подписанного еще в 1960 году, реструктурировав американское военное командование в Японии для повышения оперативной боеготовности двух стран. Такие планы, по данным издания Financial Times, будут детально объявлены 10 апреля в ходе госвизита в Вашингтон японского премьера Фумио Кисиды. Укрепление связей двух стран в сфере безопасности союзники открыто объясняют угрозой со стороны Китая и потенциальным военным конфликтом на Тайване, который Пекин, как уверены его противники, пока не готов начать, но к которому все равно надо готовиться.

О планах обновить двусторонний альянс по безопасности между США и Японией впервые с момента подписания сторонами Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности в январе 1960 года Financial Times сообщили сразу пять источников. Ни Белый дом, ни Пентагон не стали комментировать это сообщение. А вот в Японии решили не делать из этого секрета. «Мы обсуждаем укрепление сотрудничества, связанного с командованием и контролем, с целью повышения оперативной совместимости и боеготовности между Японией и Соединенными Штатами»,— заявил на пресс-конференции 25 марта генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсимаса Хаяси.

Каким-то особым сюрпризом намерения сторон упрочить альянс не стали. Еще в январе в США анонсировали, что 10 апреля японский премьер прибудет в США с государственным визитом, и было понятно, что к этому событию стороны будут готовить не просто многочисленные заявления о нерушимости альянса двух стран в области безопасности, а некое конкретное наполнение.

Одна из вероятных инициатив — создание новой объединенной военной оперативной группы США, входящей в состав Тихоокеанского флота США.

Предполагается, что ее командующий будет больше времени находиться в Японии и иметь более расширенные полномочия в этой стране. А со временем и вовсе вся оперативная группа, в которую вольются различные подразделения американских вооруженных сил, переместится в Японию. С такой идеей ранее выступал глава Индо-Тихоокеанского командования адмирал Джон Аквилино.

Второй обсуждаемый вариант — расширение полномочий нынешнего штаба вооруженных сил США в Японии, на чем давно настаивали в Токио. Дело в том, что, согласно нынешнему положению вещей, главным командным центром всех совместных японо-американских операций служит Индо-Тихоокеанское командование ВС США, расположенное на Гавайях, то есть на расстоянии 6,2 тыс. км от Японии и в другом часовом поясе. Как уверяли в Токио, это существенно осложняло оперативную координацию на местах, что подтвердил, например, ход совместной спасательной операции военных двух стран при землетрясении и цунами в Японии в 2011 году.

В последние годы намерение стран наладить более тесное сотрудничество и более четкое планирование в области безопасности получило, впрочем, куда более важную мотивацию, чем совместные действия на случай природных катаклизмов, а именно необходимость противостоять ракетно-ядерной угрозе со стороны КНДР и возрастающей мощи Китая, особенно в случае такого кризиса, как конфликт на Тайване. «Это (усиление полномочий командующего американскими войсками в Японии.— “Ъ”) сильный стратегический сигнал Китаю и Северной Корее, и с точки зрения сдерживания важно сказать, что США укрепят командную структуру в Японии»,— сообщил Financial Times экс-начальник Объединенного штаба Сил самообороны Японии Рёити Орики.

При этом последние пару лет Япония не только надеялась на США.

В принятой в декабре 2022 года новой стратегии нацбезопасности Токио указал цель увеличить военные расходы к 2027 году почти вдвое, до 2% ВВП, а также обозначил намерение заполучить потенциал для ответного удара по предполагаемому противнику. С этой целью японцы объявили о планах увеличить дальность имеющихся у них на вооружении ракет Type 12, закупить американские крылатые ракеты Tomahawk и разработать собственное гиперзвуковое вооружение. А кроме того, в Японии активно взялись за улучшение координации собственных военных из разных видов войск между собой, пообещав создать для этого к марту 2025 года постоянную объединенную штаб-квартиру сил самообороны.

«Военное строительство, включая ядерные и ракетные разработки, ускоряется в районах, окружающих Японию, а попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво с помощью силы становятся все более частыми»,— напомнил Фумио Кисида в минувшую субботу, выступая в Академии национальной обороны в Йокосуке, подкрепив это обещаниями и дальше укреплять оборонный и дипломатический потенциал страны «для поддержания мира и предотвращения чрезвычайных ситуаций в сфере безопасности».

Опасения японцев всегда разделяли и в США, хотя и с большим прицелом на отражение китайской угрозы.

На прошлой неделе адмирал Джон Аквилино, в мае покидающий пост главы Индо-Тихоокеанского командования США, выступая перед комитетом Палаты представителей по делам вооруженных сил США, предупредил, что Китай строит свои вооруженные силы в «масштабах, невиданных со времен Второй мировой войны». По его данным, за последние три года китайские вооруженные силы пополнили свой арсенал более чем 400 истребителями и 20 военными кораблями, а также удвоили количество ракет.

Вывод из этого в США сделали такой: Пекин, хотя и не обязательно хочет войны на Тайване, но все же стремится быть готовым к вторжению на остров к 2027 году. И это, по мысли адмирала, должно побудить США «действовать быстрее». Например, развернуть на Гуаме системы защиты от гиперзвуковых и крылатых ракет уже к 2027-му, а не к 2029 году, как американский Конгресс решил в прошлом декабре.

На этом фоне в Токио и Вашингтоне, очевидно, сочли, что и способность более быстрого реагирования вооруженных сил двух стран на все вероятные конфликты в регионе будет далеко не лишней.

Коммерсантъ. 26.03.2024

Читайте также: