Россия – КНДР: позитивная повестка
Запад прилагает усилия для того, чтобы осложнить отношения между тремя дружественными странами – РФ, КНДР и КНР. С этой целью распространяются различные спекуляции: в частности о том, что, мол, ускоренное сближение Москвы и Пхеньяна вызывает в Пекине чувство ревности и тревоги. Однако планирующийся визит Владимира Путина в КНДР послужит укреплению совместной безопасности России, Китая и Северной Кореи, полагает Александр Воронцов, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.
Как известно, в ходе саммита на космодроме «Восточный» 13 сентября 2023 года лидер КНДР Ким Чен Ын передал президенту России Владимиру Путину приглашение посетить Пхеньян, которое было принято. Реальность планов такого визита в текущем году была подтверждена Москвой в конце января 2024 года.
Однако слухи о скором визите российского президента в Пхеньян появились раньше и особенно активно стали циркулировать в связи с поездкой министра иностранных дел КНДР Цой Сон Хи в Москву 15–17 января 2024 года. 16 января министр была принята в Кремле президентом Путиным. Как на Западе, так и в Южной Корее сразу заявили, что после этого визит главы России может состояться в ближайшее время, то есть до президентских выборов в РФ. Обосновывались такие скоропалительные и неадекватные прогнозы прежде всего утверждениями о якобы существующем у Москвы стремлении к форсированию военного сотрудничества с Северной Кореей и увеличению предполагаемых поставок северокорейских вооружений и боеприпасов, голословные предположения о которых тиражируются на Западе. Ясность в ситуацию внес пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявивший 23 января, что до президентских выборов такой визит точно не состоится. Однако он стоит в плане зарубежных турне главы РФ в этом году. Реалистично ожидать его ближе к концу весны.
Встреча в верхах в Пхеньяне, конечно, станет этапным событием в двусторонних отношениях, но не уникальным. Это продолжение практики традиционно дружественных, добрососедских отношений между Россией и КНДР, в том числе в формате встреч на высшем уровне, сохраняющейся на протяжении всей истории КНДР, которая в прошлом году отметила 75-летие со дня своего основания. Исключение составили только 90-е годы прошлого века, когда при президенте Борисе Ельцине и министре иностранных дел Андрее Козыреве Россия проводила во внешней политике откровенно проамериканский, а на Корейском полуострове – проюжнокорейский курс. Но как только Владимир Путин был назначен премьер-министром РФ в 1999 году, тогдашний лидер КНДР Ким Чен Ир сразу заявил: «Кажется, в России, наконец, появился человек, с которым можно иметь дело». И с того момента двусторонние отношения вернулись в русло традиционно дружественного взаимодействия.
Неслучайно один из самых первых зарубежных визитов после избрания президентом Путин совершил в КНДР в июле 2000 года. Тот визит стал поистине знаменательным. Ведь до этого никогда первое лицо СССР или РФ не посещало Северную Корею. После чего встречи на высшем уровне стали регулярными. В основном руководители КНДР приезжали в Россию: Ким Чен Ир в 2001, 2002, 2011 годах, Ким Чен Ын – в 2019, 2023 годах.
Примечательно, что Ким Чен Ын свой первый зарубежный визит после пандемии COVID нанёс именно в Россию и тогда же пригласил Путина посетить Северную Корею. Таким образом, предстоящий визит главы России станет ответным.
Конечно, ожидаемая встреча лидеров РФ и КНДР помимо двустороннего измерения будет иметь и важное международное значение. Как известно, ситуация в области безопасности на Корейском полуострове в последние два года последовательно деградирует и обостряется. По оценкам Москвы и Пекина, первоисточником напряженности является резкая эскалация военно-политической активности американо-южнокорейского военного союза, проводящего в режиме «нон-стоп» крупные двусторонние, а также трехсторонние, совместно с Японией, военные маневры. В ответ КНДР укрепляет свой оборонный потенциал, прежде всего за счет энергичного развития ракетного арсенала.
МИД России в последние недели неоднократно выступал с принципиальными оценками ситуации на Корейском полуострове. Приведем цитату из интервью посла России в Пхеньяне Александра Мацегоры: «Причиной резкого обострения напряженности на Корейском полуострове является деструктивная, крайне провокационная политика США и их сателлитов. Против КНДР, страны с 26-миллионным населением, выстроилась “тихоокеанская коалиция” в составе США, Японии и Южной Кореи с совокупным населением свыше полумиллиарда, с подавляющим промышленным, технологическим, финансовым превосходством, представители которой на каждом углу кричат о том, что Пхеньян вот-вот на них, бедных-несчастных-беззащитных, нападет, захватит и уничтожит. При этом именно в Вашингтоне, Сеуле и Токио постоянно звучат угрозы в адрес Северной Кореи, ее политической системы, ее руководства. На республику оказывается непрерывное военное, политическое, экономическое давление… В Вашингтоне должны видеть, что КНДР не одинока. Возможно, это послужит для американцев и их сателлитов своего рода отрезвляющим моментом. В этом я вижу стабилизирующую роль нашей внешней политики в регионе».
Важной отличительной чертой современного этапа развития российско-северокорейского сотрудничества стал фактор решительной громкой поддержки Пхеньяном проводимой Россией специальной военной операции на Украине и в целом противостояния Москвы с коллективным Западом во главе с США. Этот фактор заслуживает более подробного обсуждения. Как 2 марта 2022 года, так и 23 февраля 2023 года КНДР была среди немногих стран, которые голосовали против резолюций ГА ООН, осуждающих Россию за проведение СВО на Украине. В июле 2022 года КНДР установила официальные дипломатические отношения с Донецкой и Луганской народными республиками, став пятой страной, признавшей ДНР и ЛНР, после Южной Осетии, РФ, Абхазии и Сирии. При этом Киев ожидаемо в ответ разорвал дипломатические отношения с КНДР. После того как 30 сентября 2022 года ДНР и ЛНР официально вошли в состав России, Пхеньян уже 4 октября 2022 года первым в мире официально поддержал результаты референдумов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях о присоединении к России и признал законность их вхождения в состав РФ.
Кульминацией многочисленных официальных акций публичной поддержки со стороны КНДР можно считать заявление Ким Ё Чжон, сестры главы КНДР, завотделом ЦК Трудовой партии Кореи, от 27 января 2023 года. В нем было среди прочего подчеркнуто: «Выражаю серьезную озабоченность и решительно осуждаю действия США, которые нагнетают военную обстановку, перебрасывая на Украину боевую наступательную технику… Не сомневаюсь, что любая военная техника, которой гордятся США и Запад, сгорит и станет грудой железа перед несокрушимым боевым духом и мощью героической российской армии и народа. В каком бы отчаянии ни находились союзные империалистические силы, им никогда не сломить героического духа русской армии и людей, обладающих высоким патриотизмом, стойкостью и сильным духом. Мы всегда будем стоять в одном окопе на поле боя с российской армией и людьми, которые борются за достоинство и честь страны, ее суверенитет и безопасность».
В результате Северная Корея впервые за время существования РФ стала для Москвы на Корейском полуострове более важным партнером, чем Южная Корея, которая, хотя и без энтузиазма, но была вынуждена присоединиться к экономическим санкциям Запада против России. В 2023 году российские министры обороны (в июле) и иностранных дел (в октябре), а также многие другие высокопоставленные чиновники летали не в Сеул, а в Пхеньян. В ноябре 2023 года в Пхеньяне состоялось 10-е заседание Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, в работе которой приняла участие очень представительная и многочисленная российская делегация. В ее составе были два министра и несколько заместителей министров. Они напряженно трудились над тем, как найти пути не только восстановления двустороннего экономического сотрудничества в постковидный период, но и серьезного его расширения, при этом не нарушая тех санкций СБ ООН, которые Россия подписала и – как ответственный член ООН – стремится соблюдать.
Уверен, что эти важные вопросы также будут находиться в фокусе внимания в ходе предстоящих переговоров на высшем уровне в Пхеньяне.
Основные направления сотрудничества будут разнообразными, но процесс их поиска и проработки, как и итоги заседания Межправительственной комиссии, не афишируется с учетом обостренного и откровенно недоброжелательного внимания со стороны оппонентов. Среди тех перспективных сфер, которые были озвучены, назывались участие российских специалистов в геологоразведке на территории КНДР, развитие туризма, сотрудничество в гуманитарной, спортивной, научной, образовательной и других областях.
В этой связи посол России в КНДР Александр Мацегора в интервью ТАСС подчеркнул, что подготовка к визиту российского президента в КНДР «ограничивается сейчас только работой над совместными документами, которые планируется подписать на его полях. Думаю, что это будет очень хороший пакет». «Не хочу забегать вперед, но думаю, что текущий год по многим показателям станет прорывным в российско-корейских отношениях», – добавил он.
Нельзя не отметить, что в связи с предстоящим важным событием Запад начал прилагать усилия, направленные на то, чтобы осложнить отношения между тремя дружественными странами – РФ, КНДР и КНР. С этой целью распространяются различные спекуляции: о том, что, мол, ускоренное сближение Москвы и Пхеньяна вызывает в Пекине чувство ревности и тревоги, а также противоположной направленности – о том, что, поскольку Китай ищет возможности восстановить сотрудничество с США, он якобы не спешит поддерживать расширение российско-северокорейского сотрудничества.
Однако у нас есть четкое понимание, что информация о запланированном визите (так же, как и о его итогах) будет в соответствующей форме и своевременно доведена до сведения руководства КНР и послужит укреплению совместной безопасности трех имеющих общую границу дружественных стран: России, Китая и Северной Кореи. Визит президента РФ в КНДР и достигнутые в его ходе договоренности станут важной частью усилий Москвы и Пекина по укреплению безопасности на Корейском полуострове, продолжением успешных совместных действий в указанном направлении, которые уже эффективно осуществляются ими в СБ ООН и других международных организациях. В интервью РИА Новости Александр Мацегора в связи с форсированием Вашингтоном военно-политического треугольника США – Япония – Южная Корея заявил: «Американцы фактически навязывают в регионе блоковое противостояние, реанимируя практику “холодной войны”. Москва и Пекин в свою очередь продвигают позитивную международную повестку».
Международный дискуссионный клуб "Валдай". 26.03.2024