Отдел недостающих кадров

Анастасия Мануйлова


В ходе послания Федеральному собранию Владимир Путин объявил о запуске нового нацпроекта под названием «Кадры». Его заявленная цель — скоординировать профессиональную самореализацию россиян с возможностями системы образования и сильно изменившимися требованиями рынка труда. Подробностей о наполнении нового нацпроекта конкретными мерами пока не представлено. Финальное оформление этого документа, с целевыми показателями и способами их достижения, будет зависеть, помимо прочего, от ситуации с прогнозом кадровых потребностей экономики, который должно с этого года ежегодно формировать правительство.

В перечень новых национальных проектов, о которых вчера сообщил Владимир Путин, вошел нацпроект «Кадры». Как и другие нацпроекты, он продлится до 2030 года – однако, в отличие от них, «Кадры» могут стать принципиально новым набором мер, необходимым для решения проблемы, с которой экономика РФ раньше не сталкивалась.

На протяжении 2000-х и 2010-х годов фокусом внимания правительства на российском рынке труда был уровень безработицы — он оставался значительным (7–9%) и мог создавать социальную напряженность, особенно в моменты экономического кризиса, как, например, в 2008 году. Однако уже на протяжении 2010-х годов показатель уровня безработицы сокращался и в 2019-м начал периодически, в отдельные месяцы, падать до исторического минимума (например, в июне 2019-го он составлял 4,4%). Потом на фоне пандемии число безработных за считаные месяцы выросло на четверть, почти на 1 млн человек, однако уже в течение следующего года показатель безработицы вернулся на допандемийные значения. По итогам же 2023 года уровень безработицы составил 3,2%. Главным инструментом борьбы с безработицей в этот период считался, собственно, сам экономический рост, а какие-то специальные инструменты поддержки занятости или непосредственно безработных правительство было готово использовать в основном краткосрочно — в моменты экономических кризисов 2008, 2014 и 2020–2021 годов.

Нынешнее исчезновение проблемы безработицы, впрочем, привело, судя по всему, к появлению других вызовов — излишней конкуренции работодателей за работников и началу «гонки зарплат».

Впрочем, поскольку многие корпоративные отчеты теперь стали закрытыми, в реальности оценить, насколько массовым было повышение выплат на конкретном предприятии, невозможно. Сам же по себе макропоказатель прироста зарплат в реальном выражении по итогам 2023 года (работодатели назвали его самым сложным с точки зрения привлечения кадров) составил 7,8% и не обогнал, например, показатель 2018-го (8,5%).

В перспективе число трудоспособного населения в России будет сокращаться, и этот процесс, повлиять на который, скорее всего, невозможно (по крайней мере, быстро), только начинается. Численность рабочей силы сейчас лишь на 3% ниже, а число занятых лишь на 1% ниже исторических максимумов последних 20 лет. Это, скорее всего, сделает проблему нехватки трудовых ресурсов еще более острой, и если повлиять на демографию невозможно, то попробовать перераспределить имеющиеся трудовые ресурсы в экономике более эффективно все же можно.

Это, собственно, и предполагается осуществить с помощью нацпроекта «Кадры».

Во-первых, задумано сделать более популярными профессии, по которым сейчас максимальный дефицит (категория «синих воротничков»), во-вторых — сблизить образовательные и профессиональные стандарты, чтобы сделать выход выпускников на рабочие места максимально быстрым.

Пока в послании Владимир Путин обозначил эти цели в концептуальном виде — заявлений о том, какие конкретно меры войдут в новый нацпроект или какие уже существующие федеральные профильные программы и проекты станут его частью, вчера не прозвучало ни от него, ни от главы Минтруда Антона Котякова. Можно предположить, что финальное оформление этого документа, с целевыми показателями и способами их достижения, будет зависеть, помимо прочего, от ситуации с прогнозом кадровых потребностей экономики, который должно отныне ежегодно формировать правительство. Именно такой прогноз, как было объявлено на Госсовете в сентябре Владимиром Путиным, и должен создать кадровые ориентиры для вузов, работодателей и регулятора.

Отметим, что, если сложности с наймом, на которые жалуются российские работодатели, носят структурный характер и являются не вполне пока понятным следствием перестройки экономики из-за пандемии (а в пользу этого свидетельствуют схожие проблемы на рынке труда США), то профильный нацпроект может дать полезный набор инструментов для сопровождения этой трансформации. Если же предполагается, что нацпроект сам по себе будет утверждать некоторую кадровую реальность, к которой власти будут стремиться привести экономику, то амбициозность этой задачи, вероятно, превзойдет имеющиеся возможности для ее исполнения.

Коммерсантъ. 01.03.2024

Читайте также: