Молдавский экономист назвал последствия разрыва соглашений Кишинева и СНГ
В феврале в Молдове отмечался всплеск протестной активности: фермеры перекрывали автотрассы, автоперевозчики провели масштабную забастовку. Главная причина акций – неспособность действующей власти справиться с негативными процессами в экономике, усиливающая кризис. При этом правящая партия PAS и президент Майя Санду отказываются вести диалог с оппозицией, по умолчанию записав ее представителей в «агенты Кремля». Как такая позиция скажется на популярности Санду накануне предстоящих президентских выборов, в интервью «Евразия.Эксперт» проанализировал бывший начальник отдела Госплана МССР, кандидат экономических наук Михаил Пойсик.
– Господин Пойсик, какова популярность и поддержка Майи Санду в молдавском обществе в контексте возможного повторного избрания на пост президента?
– Они, безусловно, падают, как и PAS в целом. И чтобы по-максимуму сдержать эту тенденцию, с февраля 2022 г. власти последовательно «отключают» враждебные себе, по их мнению, медийные ресурсы. Данная блокировка стала частью долговременной стратегии, у которой два взаимоувязанных компонента: зачистка оппозиционного информационного влияния, все еще сильного, и установка фактически узаконенной цензуры. В результате был введен запрет сразу на десятки информационных ресурсов.
– Чем власти оправдывают такие шаги на официальном уровне?
– Борьба с российскими СМИ стала поводом, чтобы масштабно «прополоть» медиаполе страны. Любая критика президента и правящей партии сейчас на уровне официальной идеологии приравнена к иностранной пропаганде, главным источником которой власти называют Москву. И это беспрецедентные в молдавской истории меры по «защите» населения от информации, которая не нравится руководству республики.
Подобным репрессиям подвергаются не только российские, но и местные СМИ, чьи нарративы – или отсутствие нужных – считаются деятельностью «в интересах Кремля». Таким образом, делается все для того, чтобы в информационном пространстве страны остались только СМИ из медиагруппы правящей партии и те, которые спонсируются западными фондами.
– На Ваш взгляд, какие экономические последствия ожидают Молдову в случае победы Санду и PAS на предстоящих выборах?
– Как известно, экономический потенциал государства предопределяют объемы производства товаров и услуг, которые во многом зависят от возможности продать произведенное с достаточным уровнем рентабельности. Именно поэтому весь мир весьма жестко борется за рынки сбыта. Действующая же власть избрала иной путь, уже денонсировав десятки договоров в рамках СНГ. Только 24 ноября 2023 г. парламент денонсировал еще 7 таких договоров.
Как следствие подобных деструктивных действий, по итогам 2023 г. экспорт товаров снизился до $4 048,6 млн, сократившись к предыдущему году на 6,5%. При этом реэкспорт достиг $1 178,5 млн (29,1% от всего объема экспорта). В тоже время объемы импорта были зафиксированы на уровне $8 673,7 млн, или в 2,1 раза больше экспорта. И в ЕС, куда вроде бы так стремится Молдова, ныне не найти государства, которое бы имело столь же отрицательный внешнеторговый баланс.
К сожалению, подобный непрофессионализм и отсутствие патриотизма в служении родине отмечается и во многих других действиях как гражданки Румынии Санду, так и PAS в целом, ряд членов которой также присягнули не только Молдове, но и другим государствам. И именно они последовательно разрушают экономику страны и не только ее. А отсюда вывод: «Санду и PAS во главе Молдовы – это путь к дальнейшей деградации с утратой субъектности как государства».
– Аналитический центр Expert-Grup пришел к выводу, что недостаток рабочей силы, низкая производительность труда и увеличение доли абсолютно бедного населения остаются актуальными вызовами для Молдовы. Как Вы думаете, стоит надеяться на устранение этих проблем в ближайшие годы?
– Пока в Молдове все также будут «рулить» Санду и PAS, в стране лишь будет нарастать деградация буквально во всех секторах, включая образование, науку, культуру и производство товаров и услуг. Если где-то все-таки еще фиксируются отдельные достижения, они, как правило, носят спонтанный характер и происходят не благодаря, а скорее вопреки.
Евразия.Эксперт. 05.03.2024