Каждому своя
Владимир Соловьев
Президент Франции Эмманюэль Макрон 7 марта провел переговоры со своей молдавской коллегой Майей Санду, в то время как российский лидер Владимир Путин накануне встретился с главой Гагаузской автономии Евгенией Гуцул. Понимать это можно так: Запад и Россия дали официальный старт президентской гонке в Молдавии, заодно обозначив, кто на кого ставит и чего хочет. Исход схватки, а она отныне геополитическая, не очевиден.
Майя Санду встретилась с Эмманюэлем Макроном в Париже, но говорила в основном о Москве. «Наша встреча с президентом Макроном проходит в контексте новых попыток России и ее представителей оказать дополнительное давление на мою страну»,— заявила госпожа Санду. Молдавский лидер обвинила Россию в энергетическом шантаже, поддержке антиправительственных протестов, проведении кампаний по дезинформации, кибератаках и даже в попытках организации в республике госпереворота.
Тем временем в совместном коммюнике, опубликованном на сайте Елисейского дворца, отмечается, что Франция «подтверждает свою непоколебимую поддержку независимости, суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова в пределах ее международно признанных границ». «Несмотря на угрозы, давление и запугивание (подразумевается, что со стороны России.—“Ъ”), Республика Молдова выбрала свободу, независимость и Европу. Франция поддерживает этот выбор, оказывая полную поддержку реформам, начатым для подготовки молдавского государства к вступлению в Европейский союз»,— говорится в коммюнике.
Также Париж приветствует «усилия, предпринятые для постепенной интеграции Приднестровского региона в единую правовую, экономическую, налоговую и таможенную систему».
России в сообщении адресован призыв вывести с территории Приднестровья своих военных, которые, как отмечается в коммюнике, незаконно там дислоцированы.
Во время визита госпожи Санду в Париж были подписаны соглашения о сотрудничестве двух стран в области обороны и в сфере экономики. Эмманюэль Макрон позже пояснил, что оборонное соглашение среди прочего предусматривает открытие в Кишиневе французской «постоянной оборонной миссии». По его словам, это первый шаг. Чем займется миссия и какими могут быть следующие шаги, французский лидер не пояснил.
Франция относится к тем странам ЕС, которые оказывают Молдавии наибольшую поддержку. У Эмманюэля Макрона и Майи Санду давно установились близкие, доверительные отношения.
Для госпожи Санду нынешний визит важен в контексте предстоящих в этом году президентских выборов и затеянного ею референдума о вступлении страны в ЕС. Евроинтеграция и, как теперь стало ясно, противостояние с Россией будут основными темами ее предвыборной кампании.
У Москвы в Молдавии свои задачи и свои фаворитки. Вечером 6 марта президент России Владимир Путин пообщался в Сочи с башканом (главой) Гагаузии Евгенией Гуцул. На сайте Кремля было опубликовано фото и следующий текст: «На полях Всемирного фестиваля молодежи состоялась встреча Владимира Путина с главой Гагаузии Евгенией Гуцул».
Госпожа Гуцул была более многословной. Она написала в Telegram-канале: «Владимир Путин обсудил со мной сложную региональную и геополитическую проблематику, в эпицентре которой находится наша Гагаузия. Я сообщила Владимиру Владимировичу о беззаконных действиях власти в Молдове, которая мстит нам за нашу гражданскую позицию и верность национальным интересам. Кишинев шаг за шагом отнимает наши полномочия, ограничивает бюджет, нарушает законные права, провоцирует нестабильность и дестабилизацию в Гагаузии и во всей стране. Российский лидер пообещал оказать поддержку Гагаузии и гагаузскому народу в отстаивании наших законных прав, полномочий и позиций на международной арене».
Встречу господина Путина с госпожой Гуцул между тем можно считать поддержкой другого молдавского политика, на родине сейчас не проживающего, но зато посещающего Москву.
Этот политик — беглый молдавский бизнесмен Илан Шор, проживающий в Израиле с 2019 года в связи с уголовным преследованием (молдавский суд приговорил его к 15 годам тюрьмы за финансовые махинации).
Именно Илан Шор является «политическим отцом» Евгении Гуцул. Год назад он выдвинул в кандидаты на пост главы Гагаузии прежде никому неизвестную женщину без биографии и в итоге обеспечил ее победу. Этим он продемонстрировал свою эффективность. Созданная господином Шором партия «Шор» сейчас запрещена в Молдавии, однако он оперативно основал новую политическую силу — «Шанс». С ним связывают и другие молдавские политформирования. «Шанс», к слову, сейчас располагается на третьем месте в соцопросах. Перед ней только оппозиционный блок местных коммунистов и социалистов, а также пропрезидентская правящая партия «Действие и солидарность».
Эффективность Илана Шора явно заметили в Москве. Раньше ему был запрещен въезд в Россию с формулировкой «угроза национальной безопасности», теперь же он ключевой политический партнер.
В этом году политика уже принимали зампред Совета федерации Константин Косачев и глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников. На встречах и после них Илан Шор заявлял о том, что Молдавии следует двигаться не в ЕС, а в ЕАЭС — курируемый Россией Евразийский экономический союз.
Встречи господ Путина и Макрона с госпожами Гуцул и Санду соответственно ясно дают понять, во-первых, на кого в предвыборный для Молдавии год делают ставку Россия и Запад. Во-вторых, это четкий знак, что схватка началась. Избирательная кампания будет жаркой и геополитической. Победитель пока не очевиден: в отличие от Майи Санду, объявившей о том, что она идет на второй президентский срок, ее противники из условно пророссийского лагеря пока молчат по поводу своих кандидатов. Илан Шор сохраняет интригу.
Коммерсантъ. 07.03.2024