Антикоррупционная система во Вьетнаме срабатывает в штатном режиме
Владимир Колотов, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории стран Дальнего Востока СПбГУ
Из Вьетнама вновь пришли новости о досрочном сложении полномочий уже второго президента – Во Ван Тхыонга. Его предшественник Нгуен Суан Фук 7 января 2023 года был вынужден подать в отставку по причине нарушений законодательства ближайшим окружением. Молодой перспективный политик Во Ван Тхыонг, утвержденный на пост президента Национальным собранием 2 марта 2023 года, был освобожден от всех должностей через год с небольшим – 21 марта 2024 года – по собственному желанию. Официально было сообщено, что дело в «нарушении устава партии, что негативно отразилось на репутации партии и государства».
Вскоре стало известно, что основная причина громкой отставки – внезапное для внешнего наблюдателя появление «скелета из шкафа», истории, связанной с периодом, когда Во Ван Тхыонг служил в качестве секретаря партийного комитета Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) в провинции Куангнгай, задолго до назначения на пост президента. Тесные отношения его подчиненных и окружения со строительной корпорацией «Фукшон» и другими представителями регионального крупного бизнеса привели к появлению у правоохранительных органов вопросов во время проверки данных компаний годы спустя. Полученные показания позволили инициировать допросы ближайшего окружения, проведение служебной проверки и привели к соответствующим выводам Центральный комитет партийного контроля, а в итоге и к серьезным последствиям.
Во Вьетнаме уделяют особое внимание подготовке кадров высшей квалификации, которые в перспективе будут управлять страной, и их всесторонней проверке. При назначении на высокую должность проверки не прекращаются и сотрудники находятся под ненавязчивым, но эффективным контролем, который в случае выявления нарушений в прошлом и настоящем может привести к отставке или даже отправке в места не столь отдаленные. Такая система имеет свои достоинства в сравнении с другими странами, где, поднявшись наверх, можно расслабиться и забыть про закон и мораль.
Несмотря на отмеченный большинством комментаторов принципиальный характер борьбы с коррупцией в органах власти во Вьетнаме, в других странах Азии, например в Республике Корея, судьба вот уже нескольких бывших президентов складывается куда печальнее, и никакого негативного влияния на стабильность власти и взаимодействие с инвесторами это не оказывает. Например, президент Ким Ён Сам (1993–1998) подверг аресту своих предшественников – экс-президентов Чон Ду Хвана (1980–1988) и Ро Дэ У (1988–1993) в связи с обвинениями в коррупции. Президенту Но Му Хёну (2003–2008) во время исполнения полномочий в 2004 году был объявлен позднее отмененный импичмент, а затем под тяжестью обвинений в коррупции он покончил с собой в 2009 году. Следующий президент Южной Кореи, Ли Мён Бак (2008–2013), после завершения президентской карьеры был осужден за коррупцию, и помиловали его по гуманитарным соображениям в связи с преклонным возрастом. Следующему президенту РК, Пак Кын Хе (2013–2017), в 2016 году был вынесен импичмент в связи с обнародованием информации об обсуждении секретных документов с не имевшими к ним права доступа гадалками и сектантами. Список обвинений пополнился коррупционными преступлениями, что привело к судам и суровым приговорам до 25 лет заключения, но в итоге все закончилось помилованием со стороны президента Мун Чжэ Ина (2017–2022). При этом Республика Корея считается вполне благополучной страной с устойчивой властью и динамично развивающейся экономикой.
Политических потрясений подобного масштаба в современном Вьетнаме пока не было. Самые высокопоставленные функционеры при возникновении вопросов со стороны Центрального комитета партийного контроля пишут заявление по собственному желанию и уходят в отставку, оставаясь на свободе, открывая дорогу следующему претенденту с довольно длинной скамейки запасных. При этом стоит отметить, что в основном вьетнамские руководители уходят в отставку в знак того, что они принимают свою часть ответственности за нарушения подчиненных.
Регулярная работа комитетов партийного контроля и правоохранителей позволяет проводить системную работу по очищению руководящего аппарата от замеченных в коррупционных нарушениях политиков, что, с одной стороны, приводит в чувство чиновников, колеблющихся на грани совершения коррупционных правонарушений, а с другой – создает более благоприятные условия для тех, кто готов работать без коррупционной составляющей и способствовать развитию страны.
События последних лет позволяют сделать вывод, что иммунная система однопартийного режима в виде комитетов партийного контроля вполне эффективно работает и позволяет правовыми способами избавляться даже от самых высокопоставленных элементов, которые своей противоправной деятельностью подрывают авторитет КПВ в глазах населения и представляют опасность для стабильности системы в целом. В свое время министр общественной безопасности То Лям на съезде Компартии Вьетнама определил, что основная опасность для режима состоит в потере репутации в глазах населения. Коррупция в верхах является основным фактором, который влияет на это, поэтому система отслеживает нарушителей партийной дисциплины в целях самосохранения. Проводящаяся в течение многих лет под личным контролем генерального секретаря ЦК КПВ Нгуен Фу Чонга операция «Раскаленная печь», направленная на борьбу с коррупцией, позволила очистить органы управления партией и страной от многих высокопоставленных нарушителей закона.
Потому высказанные западными комментаторами опасения по поводу возможного ухудшения настроений иностранных инвесторов и негативного влияния отставки президента на экономику представляются беспочвенными. Самое лучшее лекарство от проблем в бизнесе – стабильность системы и соблюдение законодательства, а отставка высокопоставленных чиновников лишь подтверждает, что закон действует. Подобная политика повышает авторитет партии в глазах населения и пользуется широкой поддержкой в обществе. А эффективная работа иммунной системы позволяет поддерживать политический организм правящей партии в рабочем состоянии.
Независимая газета. 24.03.2024